Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин поддержали демпфером

Цены на бензин поддержали демпфером

Какие способы регулирования стоимости топлива используют власти

В Минэнерго заявили, что благодаря государству бензин стоит на 5 руб. дешевле. Ведомство оценило справедливую цену марки АИ-92 без демпфера в 50 руб., в то время как 25 марта бензин стоил около 45 руб., добавили в министерстве. Так называемый демпферный механизм позволяет нефтяникам получить компенсацию из бюджета, если экспортная стоимость сырья высокая. Эта мера призвана защитить внутренний рынок от скачков цен. Как утверждают в Минэнерго, сейчас потребитель платит 45 руб. за литр бензина, а еще 5 руб. доплачивает государство. Благодаря этому стоимость топлива остается стабильной, считают в министерстве.

Насколько справедливы такие расчеты? Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов с ними категорически не согласен: «Это очень странное заявление. На сегодняшний день мелкооптовые цены подошли почти вплотную к розничным. Реальная маржинальность на заправках составляет 1-1,5 руб., они торгуют в убыток, так как выплаты получают нефтяники. Где та роль демпфера, о которой говорит Минэнерго, мне совершенно непонятно.

Заправки, которые приобретают в мелкооптовом сегменте бензин для его последующей реализации, продают его себе в убыток. При этом они не могут поднять цены, потому что у нас есть регуляторное правило “инфляция-минус”. На мой взгляд, нужно пересматривать в целом общий комплекс регуляторных и фискальных мер, которые на сегодняшний день действуют на территории России. С 2014-го налоговая нагрузка на внутренний рынок растет чрезвычайно сильно. Акцизы были увеличены и по автомобильному бензину, и по дизельному топливу за этот промежуток времени в три раза. При этом розничная цена не растет так же быстро, как акцизы, которые индексируются регулярно, а цены придерживают в пределах инфляции. У нас постоянно возникает ситуация диспаритета: оптовые цены выросли, приблизились к розничным, а розничные поднимать нельзя».

С 1 мая механизм сдерживания цен скорректируют. Как пишет “Ъ”, благодаря этому в 2021 году нефтяники получат на 40 млрд руб. больше, чем в прошлом, а значит, и розница должна отреагировать, отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Кроме того, у государства есть другие способы сдержать цены. «Стоимость может расти в пределах общей годовой инфляции. В видении правительства они не должны ее обгонять. В последний год, по крайней мере, в 2020-м цены удалось как-то удержать. Но есть же еще акцизы — принята долгосрочная программа их индексации. Это тоже сильно влияет на цены. Ну и, конечно, надо смотреть и за периметр.

Если сейчас будет ожидаемая коррекция, внутренний рынок нефтепродуктов тоже должен начать под это подстариваться.

Демпфер — это не панацея, а опция. Его скорректировали в пользу нефтяников, но эти изменения на практике начнут действовать с мая. Возможно, мы увидим не только стабилизацию, но и отступление. Кроме того, в рукаве есть еще один козырь, о котором власти стараются часто не говорить, — заградпошлины — и это может иметь эффект. Если другие рецепты не будут работать, останется довольно жесткий вариант»,— отмечает Пасечник.

В Минэнерго также заявили, что в России цена бензина одна из самых низких в мире. По оценкам министерства, в Штатах литр аналогичного топлива стоит 63 руб., в Китае — 84 руб., в Норвегии — 150 руб. Правда, как эти цены соотносятся с уровнем дохода населения в названых странах и в России, в ведомстве не уточнили.

Авторы: Владимир Расулов, Илья Сизов

Источник: Коммерсантъ FM, 01.04.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики