Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Единый газовый рынок с Белоруссией может разочаровать ценами

Единый газовый рынок с Белоруссией может разочаровать ценами

Посол Белоруссии в России Владимир Семашко объявил, что в 2022 году появится единый газовый рынок между двумя странами. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал для «Журналистской правды», каким может быть единый газовый рынок России и Белоруссии.

«На самом деле никто до конца не понимает, как он будет функционировать. Единый рынок означает, что цены на газ в Белоруссии будут такие же, как в российских регионах, то есть в Смоленской, Брянской областях (ниже 100 долл. за тысячу кубометров).

Но российская сторона, с экономической точки зрения, понимает единый газовый рынок немного по-другому. Цены на газ в западных регионах страны по сути субсидируются, то есть они устанавливаются регулятором Федеральной антимонопольной службой. Эти цены не всегда обоснованно отражают экономическую реальность.

Себестоимость российского газа для Белоруссии и сейчас находится на низком уровне. Чем единый газовый рынок будет отличаться от сегодняшней ситуации? Право продавать газ для белорусских потребителей дадут не только «Газпрому», а, например, «Новатэку» и «Роснефти» как крупнейшим независимым производителям газа. Сейчас это запрещено. Закон об экспорте газа гласит, что эксклюзивным экспортером является транспортная система, то есть «Газпром». «Новатэку» и «Роснефти» запрещено экспортировать трубопроводный газ.

Сейчас «Новатэк» и «Роснефть» не поставляют газ дальше Московской области. То есть, чем дальше от Ямала, где они добывают газ, тем им невыгоднее поставлять, потому что они платят «Газпрому» за прокачку этого газа. Чем дальше они поставляют, тем больше платят. Вполне возможно, что в Белоруссию они ничего поставлять не будут, им это невыгодно. Производители готовы поставлять газ в Белоруссию за 130-150 долл. за тысячу кубометров.

Белоруссия может столкнуться с неоправданными ожиданиями. Единый рынок будет, независимые поставщики получат право продавать, но они не захотят продавать газ по тем ценам, по которым его хочет покупать Белоруссия. Может оказаться так, что рынок появится, но ничего не изменится. Пошлин между Россией и Белоруссией нет.

Белоруссия часто заявляет, что будет покупать газ у Казахстана. Но из Казахстана еще дальше качать. Прокачка газа из Казахстана в Белоруссию возможна только на рыночных условиях, казахи не захотят продавать газ белорусам за 3 копейки.

Белорусы считают, что цены на газ устанавливаются по коварному замыслу, и газ должен стоить дешевле. Но с чего он будет стоить дешевле, если его нужно сначала добыть, потом доставить, да и компания хочет заработать прибыль. Никто не будет продавать газ в Белоруссию себе в убыток. Поэтому Белоруссии не нужно строить большие ожидания от создания единого газового рынка с Россией».

Источник: Журналистская правда, 01.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики