Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > БелАЭС станет драйвером развития союзной экономики РФ и Белоруссии

БелАЭС станет драйвером развития союзной экономики РФ и Белоруссии

Российскую выгоду от БелАЭС нельзя оценивать только в денежном виде, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

РФ и Белоруссия продолжают сотрудничество в атомной сфере

Заместитель министра энергетики Белоруссии Михаил Михадюк заявил, что Минск получил от Москвы предложение по сотрудничеству в сфере ядерной энергетики, которое не исчерпывается вопросами БелАЭС. 

Речь идет о совместной реализации проектов за рубежом и развитии ядерной медицины: начинания прописаны в проекте интеграции России и Белоруссии. Михадюк выразил благодарность Москве за содействие в строительстве БелАЭС.

Атомная станция в Гродненской области строится в Белоруссии с 2011 года. Это важный инфраструктурный проект, который снизит объемы потребления традиционных энергоресурсов в стране, в первую очередь газа, и усилит белорусский экспорт электричества. 

Проект состоит из двух энергоблоков и реализуется по стандартной модели АЭС-2006. Первый реактор БелАЭС с ноября 2020 года начал выводиться на проектную мощность: техника сложная, потому это длительный процесс.

Однако провалились изначальные экономические планы Белоруссии. БелАЭС строится на средства российского кредита в 10 млрд долларов. В июле стороны скорректировали сроки выплат, чтобы Белоруссия смогла его обслуживать. В данной стране кризис и проблема с внешним долгом, которую не решить без помощи главного кредитора – России.

В 2021 году Белоруссии необходимо выплатить порядка 3 млрд долларов по внешнему долгу, поэтому ситуация с кредитом на БелАЭС осложняет и без того непростое положение Минска.

Трудности создала политика Литвы, которая пытается пролоббировать в Евросоюзе отказ от генерации с БелАЭС. Из-за этого планы Минска по оплате российского кредита за счет экспортных доходов не были реализованы, а проект превратился в обременительный.

Прибалтийские страны решили выйти из БРЭЛЛ и отказаться от закупок электроэнергии с БелАЭС. Это невозможно технически, если продолжать покупать генерацию из Белоруссии, но такая риторика влияет на объемы закупок и прибыль белорусского бюджета. 

Теперь РФ придется вписывать БелАЭС в национальную энергосистему и думать над тем, как сделать проект рентабельным. Для Белоруссии он избыточен, а давление ЕС на президента Александра Лукашенко не позволяет надеяться на экспорт.

БелАЭС не является провалом для России

«От строительства БелАЭС Россия пока не получила серьезных денежных дивидендов. Реализация проекта ведется на наши деньги, помощь была оформлена как кредит, но условия кредитования являются льготными для Минска», – резюмирует Перов.

Только деньги изначально здесь стояли на втором плане, учитывая наличие Союзного государства и близость РФ и Белоруссии.

Во-первых, к проекту привела политическая составляющая, связанная с отношениями Москвы и Минска, а во-вторых, участие в таких начинаниях позволяет российской атомной отрасли сохранить компетенции, так что в данной истории присутствуют плюсы и без денег.

«Нельзя сказать, что строительство БелАЭС было для России невыгодным шагом. Определенные преимущества, пусть и не всегда в денежной форме, мы за эти десять лет сумели получить», – констатирует Перов

Россия не скрывала, что собирается продолжать сотрудничество с Минском в ядерной сфере, поэтому в заявлении Михадюка нет ничего нового: в последующих шагах заинтересованы как российская, так и белорусская стороны.

«Лукашенко даже говорил, что собирается построить еще одну АЭС в Белоруссии – по серьезности этого заявления есть вопросы, но совместная работа в атомной сфере в любом случае продолжится», – заключает Перов.

У России присутствует много интересов в Белоруссии, начиная от военно-политических моментов, заканчивая экономическими. Стороны найдут способ рассчитаться за долги по БелАЭС, тем более в истории наших стран много смежных проектов.

Именно остатки средств по атомному кредиту белорусская сторона использовала на строительство терминала в Усть-Луге. Если конфликт между Белоруссией и Литвой продолжится, то в Ленобласть вслед за нефтепродуктами перекочуют белорусские калийные удобрения.

«РФ в этой истории не надо считать прямую прибыль от строительства АЭС. Благодаря этому проекту Москва загрузила атомную отрасль, заказы делаются на российских заводах, деньги остаются в стране, все это поддерживает занятость, компетенции», – резюмирует Перов.

Долг Белоруссии никто прощать не собирается, поэтому возможна и чистая прибыль, пусть в отношениях с Минском российская сторона за ней не гонится. БелАЭС является успешным проектом и усилит позиции Москвы в белорусской экономике. 

«Косвенные дивиденды и так значительны, а прибыль не всегда можно посчитать напрямую деньгами», – констатирует Перов.

Сегодня состоялся телефонный разговор президента РФ Владимира Путина и президента Белоруссии Александра Лукашенко, в рамках которого стороны обсудили реализацию планов в рамках двустороннего сотрудничества и борьбу с коронавирусом.

Энергетическая сфера, чувствительная для обоих государств, также входит в интеграционную систему отношений.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 02.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики