Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ создаст единый газовый рынок с Белоруссией при наличии прямых поставок

РФ создаст единый газовый рынок с Белоруссией при наличии прямых поставок

Россия создаст единый газовый рынок с Белоруссией, когда появится возможность продавать российский газ белорусским потребителям напрямую. Такую точку зрения озвучил в разговоре с ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Посол Республики Беларусь в России Владимир Семашко увидел перспективы в создании единого газового рынка с РФ, поскольку в обеих странах имеется необходимая инфраструктура и соответствующий потенциал. По мнению Семашко, проект может заработать 1 января 2022 года. 

Что мешает ускорить газовый союз РФ и Белоруссии

Существует соглашение в рамках Евразийского экономического союза, которое подразумевает создание единого рынка газа к 2025 году. В Белоруссии считают, что сближение, по крайней мере, двух стран в этом отношении может произойти гораздо быстрее.

"При желании Россия и Белоруссия могут ускорить интеграцию как на энергетических рынках, так и во многих других аспектах экономической и политической деятельности. Но до текущего момента объединение в рамках союзных государств буксовало, потому что белорусская сторона не была готова решиться на это", — комментирует Митрахович.

Белоруссия должна пустить российский бизнес к прямым конечным потребителям газа в республике. Немаловажным фактором является и реализация соглашений, подписанных много лет назад в рамках подготовки к созданию единого газового рынка, а также внесение изменений в налоговое законодательство. 

Суть союза — в схожих законодательных актах, которые облегчат сотрудничество, уверен эксперт.

Насколько реалистичен проект Владимира Семашко

Ежегодно Белоруссия импортирует около 20 млрд куб. м российского газа. В 2019 и 2020 годах стоимость 1 тыс. куб. м составляла 127 долларов, для Евросоюза минимальная стоимость кубометра составляла 200 долларов.

По мнению белорусской стороны, цены нуждались в пересмотре, в сторону снижения до 40-45 долларов за 1 тыс. куб. м. Самый дешевый газ в Смоленской и Брянской областях России оценивается в 100 долларов за 1 тыс. куб. м.

На текущий момент нет представления о том, как должен функционировать единый рынок газа России и Белоруссии. Смысл подобного проекта заключается также и в единых ценах. 

"Сейчас российский газ нельзя продать напрямую белорусскому заводу или предприятию, которое этот ресурс использует. Газ по ценам Смоленской области идет через компании-посредники, принадлежащие белорусскому правительству. Далее государство перепродает газ, поднимая цены. Белоруссия долго не хотела открывать свободный доступ к газу конечным потребителям", — поясняет Станислав Митрахович.

Если Республика Беларусь готова открыть рынок независимым поставщикам, необходимо менять местное законодательство, так как потребуется нормализация и правовое урегулирование новых взаимоотношений.

Останется ли Белоруссия довольна реализацией единого газового рынка с Россией, гарантировать не может никто. Поскольку пошлин между странами не существует, независимые поставщики газа могут не согласиться продавать энергоноситель по той стоимости, которая будет комфортна Минску. В этом случае республика может не почувствовать никаких преференций от союза, ведь продавать газ себе в убыток не будет ни одна компания.

"Белоруссия в течение 20 лет подает знаки, что она готова к сотрудничеству. У нас были подписаны соглашения о создании единой валюты с одним главным эмиссионным центром. Долго шел процесс о перенаправлении белорусского экспорта в российские порты. Я надеюсь, что в данном случае слова посла Республики Беларусь сигнализируют о том, что страна готова перейти от слов к делу", — подчеркивает Митрахович.

Индикатором готовности Белоруссии к диалогу с Россией станет допуск российских компаний к продаже газа белорусским потребителям без посредников в лице государственных компаний, считает эксперт. 

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 03.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики