Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Саботаж «Северного потока – 2»: газопровод достраивают, несмотря на провокации (видео)

Саботаж «Северного потока – 2»: газопровод достраивают, несмотря на провокации (видео)

С угрозой столкнулись строители газопровода «Северный поток – 2». Работы в Балтийском море ведет судно «Фортуна». И последнее время в районе строительства все чаще замечают военные корабли НАТО, рассказывает корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.

Акватория Балтики южнее датского острова Борнхольм. Полпятого утра. Видео с камеры наблюдения российского судна «Владислав Стрижов». Польский рыболовецкий траулер идет на таран.

Прямо за ледоколом трубоукладчик. Баржа с говорящим названием «Фортуна». Ей опять повезло. На этот раз «Стрижов» принял удар на себя.
«К слову, капитан корабля, выйдя в эфир, признал свою вину, о чем есть аудиозапись», – сказал директор филиала компании «Северный поток – 2» Андрей Минин.

Капитан польского судна вплоть до самого столкновения на связь не выходил. Но и потом объяснить не смог, почему шел на таран, почему не скомандовал «Стоп, машина!»
«И когда польский этот рыболов так бодренько удирал, понятное дело, что вопрос с двигателем – это было надумано. В следующий раз они скажут, что отказала навигация, потом капитан рыболовецкого траулера очередного поразит куриная слепота», – сказал военный эксперт, редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков.

Через 10 дней, это в минувший вторник, новое ЧП. «Два судна ночью, изменив маршрут следования, шли наперерез следованию нашего корабля. Мы считаем, что подобные действия носят явно провокационный характер», – заявил Минин.

«Судно венчает собой длинный трубопровод, и любое повреждение, не дай Бог, трубопровода может надолго остановить проект», – отметил Леонков.

Вокруг судна-трубоукладчика – тысячи тросов и якорных цепей. Этакая растяжка по бортам на дно радиусом до двух километров. По ней судно тянут с точностью до дециметра. Любое отклонение с курса – убытки. Миллионные. За каждые сутки простоя. Потому и охраняет таких международный закон «про полторы морских мили зоны безопасности» вокруг строительного флота. И никто никогда еще правило это так последовательно и часто не нарушал.

«Если такого рода и были прецеденты, то они как раз были в зоне боевых действий. Действительно, уникальный случай», – сказал Леонков.
Не только рыбаки нарушают. В зоне безопасности появляются то противолодочные самолеты НАТО, то боевые корабли. В понедельник в опасной близости от «Фортуны» наблюдали военно-транспортный «Краков», тактический номер «823». Восьмая флотилия береговой охраны. Одно из назначений судна – установка мин!

А за сутки до инцидента рядом с трубоукладчиком всплыла неопознанная подлодка. Никто так и не признался – чья. Но военные эксперты ее контур опознали быстро. Похожа на субмарину «Коббен». Дизель-электрическая подлодка стоит на вооружении во флоте польском. Подобные и у Германии есть. Правда, главному заказчику газовой артерии отправлять их сюда смысла, конечно же, нет.

«Даже с экономической точки зрения отказываться от проекта газопровода на данный момент по крайней мере нецелесообразно. Это приведет к многомиллионным потерям не только для российской стороны, «Газпрома», но и целого ряда европейских компаний, в том числе немецких и австрийских. А многолетние судебные разбирательства, иски о возмещении ущерба в международных арбитражных судах просто гарантированы», – отметил политолог Александр Дубовой.

«Северный поток – 2» – родной брат своего старшего. Протяженность по Балтике 1 232 километра. Из них от Финского залива по российской территории чуть более сотни. Дальше на пути исключительные экономические зоны Финляндии, потом Швеции и Дании. Злосчастный остров Борнхольм огибаем с юга и, наконец, вот он, берег немецкий. Прибрежный город Лубмин на севере Германии, недалеко от Грайфсвальда. Там уже ждут. До выхода к врезке на суше осталось проложить чуть более сотни километров (121 километр). Это 5% от длины трубопровода.

Для Германии и остального Старого света новый газопровод дает возможность не только выбора способа транзита: через Украину или Балтику, но и объем поставок позволит удвоить. Все это с первого дня не нравится стране Демократии и Свобод. До такой степени, что чем ближе к финишу, тем недвусмысленнее угрозы со стороны США. Тут уже не только Россия – враг, но и партнеры по НАТО.

«Президент Байден давно и четко высказывает мнение о том, что «Северный поток – 2 » – плохая идея! И я повторил это непосредственно министру иностранных дел Германии Маасу. Я также ясно сказал, что фирмы, участвующие в строительстве трубопровода, рискуют попасть под санкции США. Этот трубопровод разобщает Европу! Он идет вразрез с целями энергетической безопасности», – заявлял госсекретарь США Энтони Блинкен.

Однако шансы Америки продавать свой сжиженный сланцевый газ в Европу тают с каждым новым метром «Северного потока». Оно и понятно. По последним данным российского Фонда национальной энергобезопасности, «Газпром» сейчас предлагает в среднем 170 долларов за тысячу кубометров. А вот американский сжиженный газ обойдется гораздо дороже. За тысячу «кубов» при поставке танкерами из США покупатель заплатит от 200 до 230 долларов. Разница очевидна.

Последний друг Вашингтона по саботажу газового конкурента – Варшава. Официально и неоднократно при трех последних президентах за помощь в давлении на неугодных Польше обещан статус главного союзника США в Европе. С соответствующей военной и финансовой поддержкой.

«Смысл этих телодвижений со стороны Польши заключается в том, чтобы вынудить Россию на ответ в виде того, чтобы прислать военные корабли для охраны трубоукладчиков. Очень важно критикам проекта доказать именно вот этот факт, что, когда завершат строительство, под предлогом его охраны расставить по маршруту прохождения СП-2 военные корабли и таким образом захватить Балтийское море», – сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

В этом случае американская мечта может исполниться, и проект заморозят коллегиальным решением Евросоюза. Но пока российской стороне ни трудолюбия, ни терпения не занимать. А Польша тем временем демонстрирует протест и по отношению к ближайшему соседу. Морская палата в Гданьске показательно сняла с учета два судна в своем порту. Только за то, что те якобы изъявили желание помочь строительству «Северного потока – 2». Их обязали спустить польские флаги. Оба судна принадлежат германским гражданам. Как и когда-то весь Гданьск был немецким. Но под другим названием. Нацисты называли его Данциг. В 45-м город освободили советские солдаты. Сталин убедил остальных участников Потсдамской конференции отдать территорию освобожденной Польше.

Источник: МИР 24, 04.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики