Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Загадка «Северного потока - 2»: сколько процентов осталось достроить

Загадка «Северного потока - 2»: сколько процентов осталось достроить

Эксперты оценили скорость прокладки последних километров газопровода

Проектная компания Nord Stream 2 объявила, что морская часть «Северного потока - 2» (СП-2) построена на 95% и осталось уложить немногим более 120 км от общей протяженности газопровода. Между тем, еще месяц назад один из инвесторов проекта, немецкая компания Uniper, сообщала, что маршрут достроен на 98%. На вопросы, в чем кроется причина различной оценки темпов работ по завершению создания газовой ветки и когда же наконец труба подключится к сухопутной инфраструктуре в Германии, «МК» ответили ведущие отраслевые эксперты.

Сергей ПИКИН, директор Фонда энергетического развития:

«Корректней всего прислушиваться к данным, которые озвучивает Nord Stream 2, поскольку эта компания является оператором проекта и предоставляет официальную информацию. Кроме того, сведения о продвижении строительства проектная компания дает впервые с возобновления прокладочных работ в начале февраля. Несомненно, это уведомление может служить неким сигналом для успокоения инвесторов, которых нервирует постоянный прессинг СП-2 со стороны Вашингтона.

Исходя из данных Nord Stream 2, на 31 марта уложено 2339 км из 2460 км от общего маршрута (95% газопровода). Осталось уложить около 121 км (5%). Оператор не указывает, в каких конкретно акваториях будут вестись работы, но на основе существующих данных можно предположить, что трубоукладочная баржа «Фортуна» перейдет к строительству оставшихся 30-40 км первой нитки СП-2 на мелководном побережье Германии. В среднем в сутки баржа может проходить более 1 км дистанции.

Оставшуюся половину участка первой нитки газопровода в экономической зоне Дании, а это примерно 70-80 км, вероятно, будет достраивать трубоукладчик «Академик Черский», который уже несколько дней барражирует возле острова Борнхольм, где ведутся работы. Проходящий через датскую акваторию отрезок трубы можно считать не только более длинным по протяженности, чем немецкий, но и более трудоемким: если на немецком участке работы проводились на мелководье — за укладкой можно было наблюдать с палубы корабля, то на территории Дании маршрут приходится укладывать на глубине. Поскольку «Черский» обладает системой динамического позиционирования, которой нет у «Фортуны», то скорость его работы будет выше, чем у баржи».

Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Прокладка СП-2 идет строго по проекту — маршрут трубопровода не может меняться, поскольку все глубины и все морское дно на месте работ были исследованы, и сейчас каждый километр укладывается ровно там, где трубе и положено проходить. Расхождения в цифрах объясняются просто. СП-2 предусматривает прокладку двух ниток газопровода. Несмотря на то, что маршруты проходят параллельно, их строительство осуществляется не одновременно — они отличаются по дистанции.

Указать точно оставшийся километраж на конкретную дату крайне сложно. Труба проходит по дну моря. Для продолжения маршрута занятому на строительстве нитки судну приходится сначала поднимать уже построенный участок, а потом соединять его со следующим отрезком. Для выполнения таких процедур судну необходимо активно маневрировать. С одной стороны, используя инструменты геолокации можно понять, в какой точке строительства находится трубоукладчик; с другой, точно оценить, какой километраж еще осталось уложить, практически нереально.

Сам процесс укладки трубы зависит от рельефа дна моря, от глубин, от сезонности (после наступления штормов не каждое судно способно работать на проекте, а при прохождении нереста рыб работы вообще могут быть запрещены), от погодных условий, от сработанности судов строительного флота (как оперативно подвозят материалы, запчасти, осуществляется ремонт оборудования), от наличия необходимых судов, оборудования, специалистов и так далее. Прокладка такого газопровода — технологически сложнейшее строительство, где есть множество нюансов, не менее значимых и потенциально опасных, чем гипотетические санкции США».

Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

«По завершению работ в датской акватории, «Фортуна» набрала скорость прокладки в 1,1 тыс метров в сутки. Тем не менее, баржа не снабжена системой динамического позиционирования, поэтому буксирам приходится постоянно переставлять якоря для удержания судна на одном месте. В связи с тем, высокие темпы укладки сохранятся только на время. Впрочем, даже вопреки двухнедельному простою из-за шторма, среднесуточная скорость «Фортуны» составила удовлетворительные 480 метров. Такая скорость соответствует плану работ, предоставленному Датскому энергетическому агентству оператором проекта Nord Stream 2. В нем говорится, что с учетом простоев из-за погодных факторов и среднесуточной скорости прокладки в 400 метров, на ветке в Дании работы можно будет завершить до конца мая, а в Германии — до конца июня».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 03.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики