Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток – 2» поставит украинскую ГТС перед перспективой банкротства

«Северный поток – 2» поставит украинскую ГТС перед перспективой банкротства

Перспективы украинской газотранспортной системы покрыты туманом, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Украина опасается «Северного потока – 2»

Глава компании «Оператор газотранспортной системы Украины» Сергей Макогон сообщил о сокращении транзита газа через украинскую территорию и необходимость борьбы со строительством газопровода «Северный поток – 2». 

В феврале транзитные объемы «Газпрома» через Украину сократились по сравнению с январем на 25% и составили 2,91 млрд кубов.

После запуска «Турецкого потока» транзит российского газа в Грецию, Болгарию и Турцию перешел на данный маршрут, а с 1 апреля к ним добавилась Румыния. Макогон об этом не говорил, но в список скоро войдут Сербия, Венгрия и Австрия.

Болгары достроили интерконнектор в Сербию, но пока нет сообщений по поставкам российского газа через данное направление. 

Макогон вторит риторике президента Украины Владимира Зеленского, назвавшего запуск «Северного потока – 2» третьим ударом по украинским интересам после Крыма и Донбасса. Киев пытается сделать все для привлечения внимания к своим газовым делам.

Газовый контракт 2019 года обеспечит транзит газа через Украину до 2024 года. По условиям соглашения в 2021-2024 годы «Газпром» обязан транзитировать через украинскую газотранспортную систему (ГТС) 40 млрд кубов газа ежегодно.

Вопрос: что будет после 2024 года? Дело не только в «Северном потоке – 2», а в возможностях ГТС Украины, инфраструктура которой устарела и требует замены как газораспределительных компонентов, так и труб: их проектный срок эксплуатации вышел.

«Многое зависит от объемов потребления в Европе и перспектив «Северного потока – 2», а так очевидно, что газопровод строился с прицелом увода транзита российского газа с Украины», – заключает Перов

Транзитная мощность обоих «Северный потоков» составит 110 млрд кубов газа, еще 31,5 млрд кубов приходится на «Турецкий поток».

В 2005 году после «оранжевой революции» транзит газа через Украину составил 121,5 млрд кубов газа и с тех пор постоянно уменьшается. Одновременно с этим упало потребление газа на Украине, которое также входит в данные цифры «Газпрома».

С 2015 года украинцы заняты реверсом, который является перекупкой российского газа у европейских компаний. В 2020 году потребление газа на Украине составило 30,9 млрд кубических метров сырья в год, из которых 20 млрд кубов пришлось на внутреннюю добычу. В 2005 году этот показатель равнялся 76,4 млрд кубов, причем внутренняя добыча на Украине за прошедшие 15 лет не выходила за пределы 21 млрд кубометров в год.

В 2020 году через Украину было транзитировано 55,8 млрд кубов газа. На рынке прослеживаются три тенденции: во-первых, снижение поставок на Украину, во-вторых, уход транзита в обходные газопроводы («Северный поток – 1», «Турецкий поток»), а в-третьих, рост спроса на российский газ в странах ЕС. В 2020 году поставки снизились до 180 млрд кубов, но это временная ситуация.

««Северный поток – 2» должен оставить Украину без транзита – Россия никогда не делала из этого секрета. Киев всегда выступал против данного проекта, поэтому в последних заявлениях украинской стороны нет ничего удивительного», – констатирует Перов

Украине придется перестраивать ГТС

Перов подтвердил, что украинская ГТС стареет, несмотря на предпринимаемые Киевом усилия.

«Текущих капиталовложений недостаточно. В обозримый период через нее можно будет прокачивать какие-то объемы, но оценить перспективы ГТС можно только примерно. Непонятно, какой объем мощностей будет потерян в результате систематического недофинансирования: этого на сегодняшний день сказать нельзя, здесь существует большая доля неопределенности», - резюмирует Перов.

Украине нужно перестроить и модернизировать ГТС: циклопические мощности советского периода украинцам не по карману, так что разговор идет только об ограниченном числе маршрутов с гарантированной транзитной составляющей.

«Идет медленный, но непрекращающийся процесс деградации современной ГТС Украины. Цифры в 30-40 млрд кубов транзита в год украинцам хватило бы для поддержания мощностей несколько лет назад, а сегодня им нужны большие объемы», – заключает Перов.

Границу рентабельности украинской ГТС ранее обозначали в 35 млрд кубов. Такой транзитный объем позволял получать прибыль, достаточную для поддержания мощностей в рабочем состоянии, но постепенное исчерпание ресурса повышает требуемые лимиты. 

«Стоимость ремонта мощностей с каждым годом возрастает. Непонятно, кто возьмет на себя траты по модернизации украинской ГТС: Киеву это не по карману, а европейцы явно не собираются вкладываться», – констатирует Перов.

ЕС делает много заявлений, но мало помогает Украине с финансовой точки зрения, поэтому в данной истории остается много вопросов. Никто с гарантией не назовет транзитные мощности украинской ГТС после 2024 года.

Продолжается процесс деградации украинской энергетики. Без транзита российского газа многие регионы данной страны лишатся поставок газа. Прямые поставки сырья из Евросоюза нерентабельны для Украины.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 05.04.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики