Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Давление падает. Российский газ незаметно обходит Украину

Давление падает. Российский газ незаметно обходит Украину

"Газпром" постепенно избавляется от украинского газового транзита – теперь почти все поставки в страны Юго-Восточной Европы и Турцию осуществляются через обходные газопроводы. Но политика здесь не при чем – газовой монополией руководит обычная бизнес-логика, которая может оставить Украину "у разбитого корыта".

С 1 апреля поставки российского газа в Румынию осуществляются в обход Украины – по трубопроводу "Турецкий поток", заявил "Оператор ГТС Украины". На данный момент по южному направлению трубы идет транспортировка газа только в Молдавию. После запуска "Турецкого потока" транзит в Турцию, Грецию и Болгарию полностью перешел из Украины на новые газопроводы. По оценке главы украинской компании Сергея Макогона, при завершении проекта по продлению "потока" через Сербию и Болгарию Украина потеряет еще 10–12 млрд кубометров транзита в год.

Также, стало известно, что в феврале транзит голубого топлива в Европу через Украину сократился на 25% по сравнению с январем — до 2,91 миллиарда кубометров. Для Украины это означает дополнительную потерю 10-12 миллиардов кубометров транзита ежегодно, отметил Макогон на своей странице в Facebook.

ПЯТЬ ЛЕТ ГАРАНТИИ

По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, частичный отказ "Газпрома" от транзита газа через украинскую газотранспортную систему (ГТС) не ударит по экономике страны в ближайшие несколько лет.

Дело в том, что нынешний контракт между "Газпромом" и "Нафтогазом" заключен по европейскому принципу "качай или плати". По условиям этого контракта российский газовый монополист должен прокачать через Украину минимум 225 млрд кубометров газа в 2020–2024 годах, из них 65 млрд кубов в 2020 году и по 40 млрд кубов ежегодно в четыре последующих года.

То есть, до конца 2024 года Украина гарантированно будет получать определённую сумму.

В достаточно неплохой для транзита 2019 год "Нафтогаз" в своей отчётности показал 70,2 млрд гривен доходов от транзита газа. Сейчас эта цифра будет меньше (за 9 месяцев 2020 года она составила 33,4 млрд гривен во многом из-за снижения спроса на газ в Европе), но она всё ещё существенна для Украины. Для сравнения, ВВП Украины за 2020 год составил 4,19 трлн гривен, подсчитал аналитик ГК "ФИНАМ" Сергей Кауфман.

Согласно проекту пятилетнего договора "Нафтогаза" и "Газпрома", стоимость прокачки российского газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины составит 31,72 доллара за тысячу кубометров с учетом всех налогов и сборов, подсчитал руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко.

Тариф рассчитан по ставке 2,66 доллара за тысячу кубометров на 100 километров из расчета протяженности ГТС 1192,48 километра.

"В случае, если Газпрому потребуется транспортировать свыше закрепленных в контракте гарантированных суточных объемов, он подаст заявку Нафтогазу, и тот дополнительно купит квартальные, месячные или суточные мощности, но с повышающими коэффициентами, которые утверждены украинским регулятором НКРЭКУ", — пояснил эксперт.

И вот этих дополнительных поступлений до 2024 года "Нафогаз" может недосчитаться, если Россия будет поставлять объемы сверх контракта в Европу через обходные газопроводы — "Турецкий поток" или "Северный поток". "Однако такое случается в основном в отопительный сезон — когда потребителям требуется больше газа, подземные хранилища газа начинают пустеть", — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.

КОГДА НАЧНУТСЯ ПРОБЛЕМЫ

А вот в начале 2025 года у Украины начнутся серьезные проблемы. "Газпром" не намерен продлевать невыгодный ему контракт с "Нафогазом", да и Украина не стремится предлагать новые конкурентные условия транзита.

"И тогда Украина, скорее всего, останется вообще без транзита – а это порядка 1,5-1,7 миллиарда долларов в год. Экономически это не убьет страну, но население станет жить беднее. Частично недостающие доходы казны переложат именно на людей, которые будут больше платить за отопление, горячую воду, тот же проезд на общественном транспорте" – отметил Юшков.

Пожалуй, самым затратным для Украины окажется обеспечение работы самой ГТС — Киев не сможет поддерживать необходимое давление в своих газопроводах без прокачки российского газа, уверен Мищенко.

Для нормальной работы ГТС необходимо, чтобы через нее проходили как минимум 45 млрд кубометров топлива. Простая арифметика – общее потребление газа в стране в 2019 году составило 29,98 млрд кубометров. Из них 20,74 млрд кубометров Украина добыла сама и 14,2 млрд кубометров импортировала. Получается, что для обеспечения окупаемой эксплуатации ГТС не хватает еще как минимум 10-11 млрд кубометров газа в год.

"Чтобы украинские граждане и промышленные предприятия через четыре года не остались без газа, Украине придется придумывать специальную систему, которая будет обеспечивать необходимое давление в магистральном газопроводе, что очень недешево", — отметил эксперт.

БИЗНЕС, И ТОЛЬКО

Конечно, страна может попытаться бороться за эти небольшие недостающие кубометры, однако прежних объемов в 100 и больше миллиардов кубов в год уже не будет.

И дело не в политике – бесспорно, она осложняет взаимодействие двух стран, однако определяющими остаются экономические факторы. Самый важный для "Газпрома" – кому платить.

"Качая газ через Украину, он платит деньги оператору украинской ГТС, то есть, фактически они остаются в чужом кармане. Качая через "Северный" и "Турецкий" потоки, газовая монополия платит своим дочерним компаниям, то есть, по сути, сама себе. К примеру, в "Северном потоке 1" у Газпрома 51%, а в "Турецком потоке" – все 100%", — пояснил Юшков.

В итоге, транспортировать газ в обход Украины получается выгоднее. Ничего личного, только бизнес.

Автор: Валерия Княгинина

Источник: ПРАЙМ, 06.04.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики