Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Покушение на газопровод Ямал–Европа: беспредел, но в теории возможно

Покушение на газопровод Ямал–Европа: беспредел, но в теории возможно

Варшава намерена использовать построенного на российские деньги участок газопровода "Ямал" для нужд своей сети.

Польский газовый оператор Gaz-System подал президенту Офиса по регулированию энергетики (ERO) долгосрочный план развития газотранспортной системы страны. Проект охватывает промежуток времени с 2022 по 2031 годы.

Проект включает в себя несколько амбициозных инициатив. В частности, 30 ключевых инвестиционных проектов, основные из которых Baltic Pipe, интерконнектор со Словакией и расширение терминала СПГ в Свиноуйсьце, а также использование польского участка газопровода Ямал – Европа для нужд ГТС страны с 2026 года.

Под последним подразумевается полный контроль над польским участком газопровода Ямал – Европа. Соответствующее разъяснение предоставило издание BiznesAlert, которое имеет в своем распоряжении план развития.

По данным BiznesAlert, Gaz-System хочет включить польский участок газопровода Ямал – Европа в национальную ГТС, когда закончатся все контракты с "Газпромом".

"В Польше оператор ГТС планирует взять под полный контроль функционирование польской части с 2023 года, включая инвестиции в подключения к ГТС страны, а также процесс установки тарифа на транспортировку. По нашей информации, конкретная дорожная карта инвестиций в трубопроводы в Польше будет описывать, какие инвестиции необходимы Варшаве, чтобы иметь возможность использовать этот участок в интересах отечественного заказчика", – сообщает издание.

В разговоре с Baltnews эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович прокомментировал амбициозные планы Варшавы. Ей не стоит забывать об участии в проекте "Газпрома".

"Что касается собственности – это совместный российско-польский бизнес. Польский участок газопровода принадлежит частично "Газпрому", частично польскому газовому оператору Gaz-System. Так вот, что они могут сделать с долей "Газпрома" – выкупить принудительно или национализировать. Но это возможно только в случае с какими-то экстраординарным событиями. Не дай бог, например, боевые действия или разрыв международных отношений, и Польша решает национализировать российские активы где-то на своей территории", – пояснил он.

Польша в теории может присвоить собственность "Газпрома" в этом газопроводе.

"Это беспредел, но теоретически так может быть. Других способов заставить российскую газовую компанию продать долю нет. Разве только если они введут собственные антимонопольные правила", – заключил эксперт.

Сегодня мощность газовой магистрали "Ямал – Европа" составляет 32,9 млрд кубометров в год, а общая его протяженность превышает 2 тысячи километров. Польский участок магистрали насчитывает 683 километра трубы, а также включает пять компрессорных станций. Сегодня этим участком газопровода владеет совместное предприятие "Газпрома" и PGNiG – компания EuRoPol Gaz, а Gaz-System выступает в качестве оператора.

Источник: Baltnews.lv, 12.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики