Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перспективы «Силы Сибири – 2» зависят от газового спроса в КНР

Перспективы «Силы Сибири – 2» зависят от газового спроса в КНР

Перспективы «Силы Сибири – 2» упираются в объемы конечного спроса в Китае, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин.

«Сила Сибири – 2» больше нужна РФ

Компания «Газпром» заявила об утверждении технико-экономического проекта строительства газопровода через Монголию в Китай. 

Проект ранее назывался «Алтай», но затем получил название «Сила Сибири – 2». Газопровод должен доставить газ из Восточной Сибири, откуда берут свое начало российские поставки в Европу, через Монголию до границ Китая. Труба зайдет в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР и соединится с китайской газотранспортной системой «Запад – Восток», по которой сырье может дойти до Шанхая – главного торгово-промышленного центра страны.

Мощность проекта оценивается в 50 млрд кубов газа в год, а под ресурсной базой предлагаются Ямал, ЯНАО, Красноярский край и ряд других регионов РФ. До соглашения пока далеко, видны только амбиции Москвы развивать проект. 

«Теоретически у КНР сохраняется потребность в повышении потребления газа для снижения доли угля в национальном энергобалансе. Еще есть и второй фактор – противостояние с США, поэтому Пекин пытается максимально себя обезопасить. Заинтересованность в сотрудничестве с Россией у Китая есть, но существуют большие вопросы по потребности Китая в газе», – констатирует Луконин.

Основное потребление газа в КНР находится на побережье, а российский газ приходит в отстающие провинции Китая. Не надо забывать и про политику Пекина не складывать яйца в одну корзину: КНР не хочет получить энергетическую зависимость от РФ.

«Вероятно, что потребность КНР в российском газе не так велика, как хочется нам», – заключает Луконин.

«Газпром» ведет разговор о больших объемах: 50, а то и 80 млрд кубов газа. Это сопоставимо с транзитными возможностями одного из «Северных потоков» или с объемом сырья, который РФ прокачивает через украинскую ГТС.

Потребление газа в КНР в 2020 году составило примерно 320 млрд кубов: был зафиксирован рост, но всего лишь в 13 млрд кубов. Перед Китаем есть пример Евросоюза, который старается снизить газовую зависимость от РФ, но не может этого сделать. 

Отношения Москвы и Пекина значительно лучше, но китайская сторона не готова идти на энергетическую интеграцию.

Китай пока не тянет на газовую альтернативу ЕС

«В 2020 году у России были недопоставки по «Силе Сибири – 1»», – резюмирует Луконин.

С запуска проекта в январе 2020 года по конец декабря российские газовые поставки в Китай составили 3,8 млрд кубов. Это меньше плана на год – 5 млрд кубов, не говоря уже про проектные возможности газопровода – 38 млрд кубов в год.

Причиной ситуации является снижение цен на сжиженный природный газ (СПГ) на азиатском рынке. В ближайшие годы ситуация исправится, но опыт «Силы Сибири – 1» демонстрирует, что у Китая в газовой энергетике присутствуют альтернативные варианты.

«Китай не станет для России заменой европейскому рынку газа, но сбалансирует наш газовый экспорт», – констатирует Луконин. 

Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что по перспективам «Силы Сибири – 2» многое зависит от позиции КНР.

«Все зависит от позиции КНР, которая ведет осторожную политику по диверсификации поставок как газа, так и нефти вместе с другим сырьем. Китай по вопросу «Силе Сибири – 2» какое-то время подержит РФ в подвешенном состоянии», – констатирует Перов.

Пекин уже вел такую политику по «Силе Сибири – 1» и по строительству российско-китайского нефтепровода.

«Говорить о перспективах газопровода рановато, но переговорная позиция России по развитию углеводородного обмена с Китаем имеет весомые козыри. Москва может предложить китайцам выгодные ценовые условия поставок», – заключает Перов.

Китайский рынок газа продолжит меняться

Китайский рынок газа является регулируемым, а условия поставок сырья в Поднебесную остаются коммерческой тайной.

«Поставки «Газпрома» в Китай приносят меньше прибыли, чем поставки в ЕС, однако Пекин начал масштабную реформу газового сектора национальной экономики, которая будет реализовываться несколько лет. Она подразумевает развитие системы внутренних газопроводов и либерализацию внутреннего законодательства КНР, поэтому конъюнктура может улучшиться», – резюмирует Перов

Если процесс не заморозят, то внутренние цены на газ в КНР вырастут, что скажется на прибыли российской стороны. Одновременно это подстегнет внутренний спрос на газ: реформа и была затеяна для того, чтобы простимулировать данный процесс.

«Все это дает надежду на успех «Силы Сибири – 2», тем более неизвестно, что будет с китайской сланцевой революцией. В Китае не все идет гладко, хоть Пекин медленно, но верно достигает энергетических целей», – констатирует Перов.

Внутреннее производство газа в Китае остается нестабильным, и это оставляет пространство для роста импорта. «Сила Сибири – 2» является выгодным проектом для КНР из-за того, что Россия готова пойти на ценовые уступки.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 12.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики