Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь накачивает транзитом Латвию вместо Литвы

Беларусь накачивает транзитом Латвию вместо Литвы

В начале этого года порты Латвии нарастили транзит белорусских нефтепродуктов. Об этом заявил министр сообщения прибалтийской республики Талис Линкайтс. Примечательно, что Рига ничего не сделала для привлечения новых грузов и, судя по всему, не собирается работать в этом направлении. С высокой долей вероятности белорусский нефтетранзит в портах Латвии надолго не задержится.

«В первые два месяца этого года выросла доля белорусских грузов, а именно нефтепродуктов. Мы будем следить, является ли это долгосрочной тенденцией, или же это просто переброска отдельных грузов из Литвы в Латвию», — заявил латвийский министр сообщения Талис Линкайтс.

Примерно то же самое он говорил в сентябре прошлого года: «Мы следим за ситуацией в Беларуси, какие стратегические решения принимает правительство, а также за тем, как это может повлиять на наш транзитный бизнес в портах и железных дорогах».

Так и хочется спросить у господина Линкайтса: «А что-нибудь делать вы собираетесь? Или в обязанности министра входит только наблюдение?»

Чтобы осознать абсурдность происходящего, следует учесть несколько важных моментов.

Транзитная отрасль Латвии переживает тяжелейший кризис за все 30 лет «второй независимости».

Из портов Риги, Вентспилса и Лиепаи ушел их главный кормилец — российский уголь. Имущество «Латвийской железной дороги» уходит с молотка. На аукцион выставляют буквально всё, что можно продать: недвижимость, рельсы, локомотивы, автомобили и прочее.

Сегодня новые грузы нужны Латвии как никогда раньше.

Президент Беларуси между тем открыто заявлял о желании перераспределить транзитные потоки между балтийскими сестрицами.

Поводом для этого стала неуступчивая позиция Вильнюса по вопросу БелАЭС. «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный и немалый эффект», — обещал Лукашенко.

Рига вроде как шла навстречу и не поддерживала литовский бойкот Белорусской атомной электростанции.

В январе прошлого года премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш предложил свои услуги в транспортировке нефти для белорусских НПЗ.

Линкайтс подтвердил, что вся необходимая инфраструктура для этого имеется. Можно использовать нефтепровод Полоцк — Вентспилс, который раньше работал в обратном направлении, или транспортировать черное золото по железной дороге.

Объем транзита грузов из Беларуси через порты Латвии в 2018 году вырос на 10%. Такие данные озвучивал председатель правления «Латвийской железной дороги» Эдвин Берзиньш и не скрывал удовлетворения по поводу того, что Минск всё больше предпочитает пользоваться услугами Риги, Вентспилса и Лиепаи, а не Клайпеды.

После переизбрания Лукашенко появилась уникальная возможность закрепить этот успех.

Именно в латвийские порты Батька мог перенаправить транзит грузов, которые раньше шли через Литву. С коммерческой точки зрения это был самый привлекательны вариант.

Линкайтсу и компании всего лишь нужно было не присоединяться к хору критиков «последнего диктатора Европы». И ненавязчиво предложить ему свои услуги.

Латвийские чиновники сделали всё с точностью до наоборот. Они поддерживали и поддерживают санкции против Минска, принимают представителей белорусской оппозиции. Министр сообщения заявил, что риски потери транзитных грузов не повлияют на отношение Риги к событиям в соседней стране.

Пожалуй, именно Латвия нанесла самый болезненный удар по международному имиджу Лукашенко.

По ее инициативе у Беларуси отобрали право проведения матчей чемпионата мира по хоккею в 2021 году. Кариньш поставил вопрос ребром: нельзя проводить праздник спорта в стране, где установлен «репрессивный» режим. Белорусский лидер, будучи большим поклонником хоккея, наверняка воспринял это как личное оскорбление.

Но даже после этого Латвии перепали дополнительные грузы, которые ушли из Клайпеды и не дошли до Усть-Луги. Пока не дошли.

Судя по словам Линкайтса, его ведомство даже не пыталось вести работу по привлечению белорусского транзита. Да и сейчас не пытается.

Любое нормальное правительство попыталось бы воспользоваться ситуацией и доказать Батьке, что ему выгодно использовать латвийское направление для экспорта нефтепродуктов, удобрений и всего остального. А Линкайтс предлагает просто наблюдать за ситуацией.

«Нужно сказать, что транзитная отрасль и портовое хозяйство сейчас находятся на перепутье. Сократился транзит каменного угля через Латвию, из-за геополитических решений России сократился транзит нефтепродуктов. Портам и многим терминалам нужно пересматривать свою стратегию развития. Нужно искать новые грузы на замену углю и нефтепродуктам, а это непросто», — добавляет министр сообщения Латвии.

Так вот же они, новые грузы! Те самые, благодаря которым один литовский порт загружен больше, чем все три латвийские, вместе взятые. Но они господина Линкайтса почему-то не интересуют.

С другой стороны, в этом нет ничего удивительного.

Вести переговоры с белорусскими грузоотправителями сегодня означало бы изменить геополитическим установкам Латвии на «сдерживание России» и минимизацию ее влияния в республиках бывшего СССР.

Поэтому в правительстве Латвии предпочитают ждать у моря погоды.

«Мы заинтересованы в том, чтобы товары из Беларуси в направлении Северной Европы шли через Латвию. Мы работаем над этим и ни от чего не отказались», — говорил Линкайтс в начале этого года. В чём заключается эта работа, остается только гадать.

«Основная интрига с белорусскими нефтепродуктами сейчас заключается в том, что из Литвы они ушли, а в Россию в полном объеме пока не пришли. Есть версия, что Минск перенес их перевалку в порты Латвии. Латвия не вмешивалась во внутриполитические процессы в Беларуси так активно, как Литва, поэтому вероятно, что Минск сочтет Ригу приемлемым политическим партнером», — предполагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Пусть так. Но открытым остается вопрос: а захочет ли Латвия предоставить транзитное «прибежище» Лукашенко?

Отсутствие инициативы с ее стороны — залог того, что в борьбе за белорусские грузы у российской Усть-Луги не будет конкурентов.

Да и самой борьбы тоже не будет.

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: RuBaltic.Ru, 13.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики