Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По законам ЕС Nord Stream 2 должен быть выведен из-под норм газовой директивы – эксперт

По законам ЕС Nord Stream 2 должен быть выведен из-под норм газовой директивы – эксперт

России нужно продолжать давить на европейцев, чтобы снизить влияние газовой директивы ЕС на "Северный поток–2", считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Минэнерго РФ продолжает переговоры с Еврокомиссией по нивелированию негативного влияния поправок к газовой директиве ЕС на проект "Северный поток–2".

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в беседе с Baltnews рассказал, удастся ли России снизить влияние газовой директивы на проект.

"Я думаю, что шансы получить исключение из действия третьего энергопакета – этой газовой директивы – есть, потому что ее применение нецелесообразно. Она не развивает конкуренцию, а в законах Евросоюза написано, что если применение антимонопольного законодательства нецелесообразно, то нужно сделать исключение. Поэтому нужно требовать от европейцев, чтобы они выполнили собственные законы. Да, это будет непросто, но шансы есть", – отметил эксперт.

По его словам, все прекрасно понимают, что к антимонопольному регулированию распространение газовой директивы на морскую часть газопровода отношения не имеет.

"В общем-то, никакой конкуренции в результате применения газовой директивы к морской части газопровода не возникнет. Вот что, по сути, произошло. Европейцы распространили эту газовую директиву на морскую часть газопровода, и она начинает действовать там, где начинается граница ЕС. А она находится в 12 морских милях от берега Германии. То есть там, где-то на дне Балтийского моря начинается Европа, и, получается, в этой точке в трубу должны входить какие-то альтернативные поставщики, кроме "Газпрома", – рассказал Юшков.

Он объяснил, что на территории РФ на входе в газопровод эти альтернативные поставщики войти не могут из-за федерального закона об экспорте газа:

"В этом законе говорится, что монополией на экспорт трубопроводного газа обладает собственная газотранспортная система, то есть "Газпром". Получается следующая ситуация – на входе в трубу на территории России конкуренции быть не может, а в 12 милях на дне Балтийского моря – она и вовсе чисто физически возникнуть не может".

"Там никакие другие газопроводы не подсоединяются к "Северному потоку–2", там даже СПГ-терминалов нет. Даже на примере "Северного потока–1" можно понять, что никакой конкуренции нет. Он работает с 2011 года, и никто за это время не построил другой газопровод в точку выхода на берег "Северного потока–1", поэтому применение газовой директивы даже к сухопутной части – и то является абсурдом", – подчеркнул эксперт.

По его мнению, распространение газовой директивы на морскую часть "Северного потока–2" – де-факто являлось санкциями для того, чтобы девальвировать инвестиции, сделанные в проект пятью западными компаниями.

"Эти западные компании дали 4,5 млрд евро на реализацию данного проекта. Поэтому цель распространения этой газовой директивы – чтобы эти компании сами добровольно бросили проект и ушли, а "Газпром" был вынужден отказаться от его строительства. То есть компании должно было напугать, что они за свои деньги получат не 55 млрд кубов транзита возможной прокачки газа, а только 2,5", – заключил Юшков.

О газовом проекте

"Северный поток–2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России через Балтийское море до Германии. Против проекта активно выступают США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ (СПГ), а также Украина и ряд европейских стран.

В мае 2020 года Федеральное сетевое агентство Германии отказало Nord Stream 2 AG в освобождении "Северного потока–2" от требований обновленной газовой директивы ЕС. Согласно решению регулятора, газопровод не успели достроить к 23 мая 2019 года, в итоге он подпадает под вступившие в силу поправки с нормами третьего энергопакета Евросоюза.

Также директива требует, чтобы входящий на территорию Евросоюза трубопровод либо заполнял частично альтернативный поставщик, либо его часть, пролегающая по территории союза, принадлежала третьей компании. В свою очередь Nord Stream 2 AG подала иск в суд Дюссельдорфа на это решение.

Источник: Baltnews.ee, 14.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики