Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Варшаве рассказали, как полонизируют газопровод Ямал — Европа

В Варшаве рассказали, как полонизируют газопровод Ямал — Европа

Польский оператор опубликовал проект десятилетнего плана развития газотранспортной системы страны на 2022−2031 годы и указал, как участок газопровода Ямал — Европа, по которому российский газ идет в Германию, переориентируют на восток.

Gaz-System опубликовала для общественных обсуждений проект десятилетнего плана развития газотранспортной системы Польши на 2022−2031 годы. В большей степени он связан с тем, что потребление газа из-за энергоперехода в стране вырастет и Польша перейдет на новые источники импорта вместо России. Так, в течение ближайших лет Gaz-System намерена запустить «Балтийский газопровод» мощностью 10 млрд кубометров, расширить терминал СПГ в Свиноуйсьце до 7,5 млрд кубометров и ввести в эксплуатацию плавучий терминал сжиженного газа в Гданьске на 4,5 млрд кубометров. В то же время долгосрочные поставки российского газа, которые составляют до 10 млрд кубометров в год, прекратятся.

Изменение источников поставок непосредственно скажется на работе транзитного газопровода Ямал — Европа. Он пересекает Польшу посередине и является, по сути, питающим стержнем газотранспортной системы Польши, хотя и не является ее частью. Если сейчас основные объемы газа страна получает с востока, то переориентирование на новые источники переведет точку их входа с белорусской границы на побережье Балтийского моря в центре и на западе Польши. В этой ситуации польскому оператору необходимо было бы заново создавать газотранспортную систему страны, но в Варшаве решили пойти самым простым путем и переориентировать польский участок Ямал — Европа. Так, до 2024 года с ним соединят у немецкой границы на западе страны отдельной магистралью терминал СПГ в Свиноуйсьце и «Балтийский газопровод», а после 2024 года построят газопровод от Гданьска.

В результате Gaz-System сможет запитывать Ямал — Европа газом из новых источников. Сейчас участок транзитного газопровода работает в прямом направлении — в Германию. И часть газа из него поступает в Польшу в двух точках — во Влацлавеке в центре Польши и во Львувеке на западе страны. Польский оператор предлагает после 2024 года построить на Ямал — Европе еще четыре точки входа-выхода и добавить к пяти компрессорным станциям еще одну во Львувеке. Таким образом Gaz-System планирует интегрировать газопровод в ГТС Польши и перевести его на реверсную работу — поставлять по нему норвежский газ и регазифицированный СПГ с запада в центр и даже на восток страны, откуда топливо по новым газопроводам-отводам, включая GIPL (Польша-Литва), будет распределяться дальше.

Во многом конфигурация работы газопровода Ямал — Европа после 2024 года зависит от объема транзита российского газа в Германию. Президент Gaz-System Томаш Штепич рассказал Dziennik Gazeta Prawna, что при сохранении поставок используют виртуальный реверс. Суть его состоит в том, что российский газ будут отбирать в ГТС страны на востоке и в центре, а в западную часть страны и в Германию поставят взамен норвежский газ и регазифицированный СПГ. При падении транзита почти все мощности Ямал — Европа будут в распоряжении Польши, отметил президент Gaz-System, добавив, правда, что на случай такой ситуации оператору необходимо расширить мощности подземного хранилища газа, чтобы не допустить сбоя в системе поставок.

Собственником газопровода Ямал — Европа мощностью 33 млрд кубометров выступает EuRoPol GAZ. По 48% принадлежат «Газпрому» и PGNiG. Еще 4% находятся в собственности Gas-Trading S.A., которую также контролирует польская госкомпания PGNiG. Оператором выступает Gaz-System, которой польский регулятор расширил права по газопроводу в 2019 году. Так, в мае 2020 года закончился контракт на транзит российского газа по польскому участку и Gaz-System перевел все бронирования на аукцион, где «Газпром» и выкупает транзит. При этом 10% мощности газопровода все еще находится под контролем EuRoPol GAZ — до 2023 года.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорил EADaily, что планы Gaz-System в той или иной мере потребуют либо согласования с «Газпромом», как крупным акционером, либо выкупа его доли. По крайней мере с точки зрения финансирования этих инвестиций за счет EuRoPol GAZ.

«С другой стороны, они не могут перекрыть транзит российского газа, если таковой будет востребован. И просто пытаются хоть какую-то соломку подстелить, если все-таки транзит окажется не нужен после ввода „Северного потока — 2“», — считает эксперт. Он не исключает, что инвестициями в польский участок Ямал — Европа Польша может попытаться снизить долю «Газпрома» в EuRoPol GAZ.

Как сообщало EADaily, Польша отказалась продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» после 2022 года и не исключает только разовые поставки российского газа. Вместо него Варшава планирует получать газ из Норвегии по «Балтийскому газопроводу» и в виде СПГ через терминалы в Свиноуйсьце и Гданьске.

Сейчас «Газпром» обеспечивает более половины потребностей Польши в газе. В 2020 году PGNiG импортировала 9,66 млрд кубометров. Российский газ подают в Польшу по газопроводу Ямал — Европа через два пункта в Белоруссии и с Украины.

Источник: EADaily, 15.04.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики