Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переток-шоу: почему Прибалтика отказывается от электричества из России

Переток-шоу: почему Прибалтика отказывается от электричества из России

Три республики готовятся выйти из энергокольца с Россией и Белоруссией

Литва на два дня перестала получать электроэнергию из Белоруссии, Латвия в это же время отказалась от поставок из России. Конечная цель стран Балтии — выйти из общего с РФ и РБ энергокольца и наладить поставки из Скандинавии и континентальной Европы. «Известия» разбирались в особенностях энергетической политики.

Запутались в проводах

Белоруссия 8 и 11 апреля отключала все трансграничные линии электропередачи (ЛЭП) с Литвой. Испытания проводились для проверки готовности энергосистемы к выходу стран Балтии из энергокольца БРЭЛЛ. В ходе испытаний энергетики отключили высоковольтные линии, посмотрели за режимом работы энергосистемы и повторно включили ЛЭП с соблюдением требований безопасности.

При этом в дни испытаний Латвия без объяснения причин прекратила импорт электроэнергии из Центральной России. По данным СМИ, латвийский системный оператор (AST) обнулил перетоки по сечению Россия–Латвия без предупреждения. На вопросы журналистов о том, был ли этот шаг обусловлен технической необходимостью, представители AST отвечать отказались. По мнению российской стороны, технической необходимости в отключении не было.

В результате остановки перетоков цена на электричество в европейской части России и на Урале 8 апреля снизилась на 1%, составив 1,37 тыс. рублей за один мегаватт-час. Наибольшее снижение цены зафиксировано в Калужской и Брянской областях. Стоимость электроэнергии в Прибалтике, в свою очередь, заметно возросла. В Литве, вынужденной увеличить закупки в Польше и Швеции, она повысилась на €4 — до €51 (4,7 тыс. рублей) за один мегаватт-час.

В пресс-службе российского оператора экспорта электроэнергии «Интер РАО» при этом отметили, что говорить о полном отказе прибалтийских государств от электроэнергии из России не совсем корректно, так как поставки в Литву из Калининградской области 8 и 11 апреля продолжались.

Братство кольца

Энергокольцо БРЭЛЛ объединяет энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Название — по первым буквам названий государств. Сложилось энергокольцо еще в советское время. Тогда соцстраны Восточной Европы были объединены в единую энергосистему «Мир». После распада социалистического блока энергосистема ужалась до пяти государств. На межгосударственном уровне работу БРЭЛЛ урегулировали соглашением от 2001 года. В рамках энергокольца страны обмениваются электроэнергией и поддерживают друг друга резервами в случае аварийных ситуаций.

Еще в 1990-е годы работа БРЭЛЛ омрачалась политическими разногласиями. Обострились противоречия после вступления стран Балтии в ЕС и НАТО в 2004 году. В 2017 году Центр энергетической безопасности (структурное подразделение НАТО) подготовил доклад, посвященный рискам энергозависимости стран Балтии от поставок из России. После этого Эстония, Латвия и Литва провели ряд консультаций и решили выйти из БРЭЛЛ. В 2019 году страны Балтии и Еврокомиссия утвердили план по синхронизации электросетей.

Главным сторонником выхода из БРЭЛЛ была Литва. В Вильнюсе дополнительное раздражение вызывало строительство в Белоруссии атомной электростанции. Местные политики называли АЭС корнем зла, машиной психологического ада, бомбой, висящей над восточной частью ЕС. Сейм Литвы сначала признал станцию опасной, потом предприятиям страны запретили закупать продукцию БелАЭС под страхом отзыва лицензии. Литва также пыталась убедить соседей присоединиться к бойкоту БелАЭС.

Окончательно страны Балтии должны выйти из БРЭЛЛ в 2025 году. Предполагается, что электроэнергию будут покупать в континентальной Европе (Польше) и Скандинавии. При этом и сейчас часть электроэнергии поступает оттуда. Так, Литва примерно половину своих потребностей покрывает за счет импорта. 45% импорта поступает по энергомосту из Швеции, еще 5% — по энергомосту из Польши. Остальное — российская и белорусская электроэнергия. Эстония закрывает часть потребностей за счет Финляндии.

Для населения стран Балтии главным последствием выхода из БРЭЛЛ станет повышение цен. Если на российском оптовом рынке тысяча киловатт-часов стоит в среднем €20–25, то на скандинавском энергорынке Nordpool цена превышает €40. Еще одно возможное последствие — перебои в поставках. Например, нынешняя зима в Европе выдалась суровой. И Швеции не хватало мощностей для покрытия собственных потребностей. Стокгольму пришлось не продавать, а покупать электричество в Литве, которая, в свою очередь, покупала его в России.

Россия также ощутит выход Прибалтики из БРЭЛЛ. Главным последствием станет, видимо, то, что российские энергетики лишатся значительной доли прибалтийского рынка. По итогам 2020 года та же Литва стала главным импортером российской электроэнергии. Вильнюс закупил 3,1 млрд кВт·ч. Эти цифры, впрочем, теряются в сравнении с масштабами внутрироссийского рынка. В том же 2020 году в России потребили 1050,4 млрд кВт·ч.

Кроме того, трудности могли бы возникнуть в Калининградской области. Та раньше снабжалась электроэнергией из Центральной России. В последние годы, однако, собственная выработка региона значительно увеличилась. В 2018 году заработали Маяковская ТЭС в городе Гусев и Талаховская ТЭС в Советске, в 2019 году — Прегольская ТЭС в Калининграде, в 2020 году — Приморская ТЭС в городе Светлый. Суммарная мощность четырех электростанций составляет 1 ГВт. В результате сейчас регион способен обеспечить себя самостоятельно.

Трудности переноса

Эксперты называют стремление стран Балтии выйти из БРЭЛЛ абсурдным. «Очевидно, что это политическое решение. Прибалтийские республики без препятствий могут покупать электроэнергию в Европе и сейчас, никаких ограничений нет. Просто сейчас у них больше вариантов. Если выйдут из БРЭЛЛ, то лишатся дополнительных возможностей. Кажется странным своими руками отказываться от одного из поставщиков», — говорит «Известиям» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Он добавляет, что нынешняя ситуация устраивает многих. «Прибалтика решает свои политические вопросы, пытается выбить у ЕС дополнительные транши на новую инфраструктуру. Россия продолжает торговать и зарабатывать деньги. Да, к 2025 году три республики должны покинуть БРЭЛЛ. Но не факт, что это действительно произойдет. Сроки уже не раз сдвигали, могут перенести и снова», — отмечает Юшков.

Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич говорит, что о мотивах руководства трех республик говорить сложно. «Лучше всего их описывает поговорка «Назло маме отморожу уши». Ведь в итоге вырастут цены для конечных потребителей в Прибалтике. Пострадают простые эстонцы, латыши, литовцы», — подчеркивает собеседник.

Автор: Игорь Кармазин

Источник: Известия, 15.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики