Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выяснились главные проблемы "Северного потока-2"

Выяснились главные проблемы "Северного потока-2"

Эксперты рассказали о будущих неприятностях газопровода

Для завершения газопровода «Северный поток-2» (СП-2) осталось уложить всего 100 км трубы по дну Балтийского моря. По оценке вице-премьера Александра Новака, проект готов на 95% и до конца этого года будет запущен в эксплуатацию. Однако события вокруг многострадального газопровода складываются столь драматически, что оставшиеся 5% могут стать для проекта непреодолимыми. По крайней мере, к этому стремятся власти США, для которых СП-2 превратился в политическую мишень. Белый дом не оставляет попыток «обрезать» трубу на финальном рубеже и готовит дополнительные препоны для подключения сырьевой магистрали к европейской энергетической системе. Удастся ли России довести трубу до «победного» конца, в какие сроки это может произойти и как быстро газопровод сможет начать функционировать, «МК» обсудил с экспертами. На наши вопросы ответили директор Фонда энергетического развития Сергей ПИКИН, руководитель аналитического департамента AMarkets Артем ДЕЕВ, эксперт ФНЭБ и Финансового университета при Правительстве РФ Игорь ЮШКОВ.

— Какие работы и какими силами сейчас ведутся по проекту СП-2 в акватории Балтийского моря?

Пикин: Проектная компания Nord Stream 2 впервые с начала февраля, когда после годичной остановки из-за санкций США было возобновлено строительство морского участка газопровода, сообщила точные данные о ходе работ: на 31 марта уложено 2339 км (из 2460 км), или 95% газопровода. Осталось уложить около 121 км — 5% от общего маршрута.

Ранее сообщалось, что трубоукладочная баржа «Фортуна» построила половину недостроенного участка одной нитки СП-2 в экономической зоне Дании. К завершению отрезка готов подключиться и трубоукладчик «Академик Черский», который сейчас находится недалеко от острова Борнхольм. Датский участок не только длиннее, но и сложнее немецкого, поскольку укладка там проводиться на глубине в несколько десятков метров. «Черский» обладает системой динамического позиционирования, которой нет у «Фортуны», поэтому способен работать на таких глубинах. Баржа, в свою очередь, отправилась прокладывать газопроводную нитку в прибрежных водах Германии, чтобы позднее соединить ее с датской секцией.

— Какие отрезки газопровода необходимо завершить? Что предстоит сделать «Фортуне», а что возложат на «Академика Черского»?

Пикин: За два месяца с возобновления строительства трубы баржа уже преодолела более 30 км экспортной линии. Это примерно половина от общего недостроенного участка первой ветки трубопровода. В датских водах осталось пройти порядка 19 километров, остальное — в акватории Германии, поэтому появилась уверенность, что к началу лета баржа должна управиться.

«Академик Черский» пока совершает не совсем понятные маневры — с одной стороны, судно должно было закончить подготовку к строительству и приступить к укладке трубы, однако затем дислоцировалось по северному направлению маршрута. Поскольку технических проблем у «Черского» нет, так как в противном случае судно продолжило бы оставаться вблизи Куршской косы, можно предположить, что началу работы помешали маневры неизвестных военных кораблей рядом с укладкой трубопровода — строительству их передвижения не мешали, но явно оказывали психологическое давление.

— Помимо «Фортуны» и «Черского» какие суда участвуют в достройке и сколько их всего?

Деев: В строительстве СП-2 задействован целый флот. Необходимые «Фортуне» комплектующие подвозят суда снабжения «Вени», «Эрри», «Умка» и «Владислав Стрижов», которые доставляют трубы из логистической базы проекта в немецком порту Мукран, расположенной в 50 милях от участка, где работает баржа. Многоцелевое судно «Балтийский исследователь» проводит мониторинг укладки газопровода. Вблизи от «Академика Черского» барражируют аварийно-спасательное судно «Мурман» и многоцелевое судно обеспечения ледового класса «Венгери» — оба под российским флагом.

Начиная с 26 марта вдоль маршрута строительства совершал проходы «Спасатель Карев», который стал третьим судном, которое будет задействовано в качестве гидрографа, то есть будет вести подводные работы — изучать подводную трассу газопровода и мониторить трубоукладку. Судно входит во флот Морспасслужбы, которая обеспечила проект самым большим количеством кораблей — шестью судами различного технического применения.

Ранее в строительстве активное участие принимали буксиры «Катунь» и «Финвал», ледокол «Юрий Топчев», судно обеспечения DP Gezina и якорезаводчик Artemis Offshore. По идее, в экстренных ситуациях их также можно использовать для обеспечения любой конфигурации судов.

— Когда морской участок СП-2 все-таки доведут до конца?

Юшков: Исходя из плана работ, предоставленного Датскому энергетическому агентству оператором проекта Nord Stream 2, с учетом простоев из-за погодных факторов и среднесуточной скорости прокладки в 400 метров работы на ветке в Дании планируется завершить до конца мая, а в Германии — до конца июня. На момент завершения укладки трубы в датской акватории «Фортуна» набрала скорость в 1,1 тыс. метров. Впрочем, учитывая неспокойное Балтийское море и необходимость постоянно переставлять якоря для удержания баржи на одном месте, такие темпы укладки не всегда удается соблюдать. Тем не менее, несмотря на двухнедельный простой из-за штормов в Балтийском море, среднесуточная скорость «Фортуны» составила удовлетворительные 480 метров.

Поэтому строителям сейчас стоит сконцентрироваться на климатических препятствиях: в апреле к юго-западу от Борнхольма, где идут работы, Шведский институт гидрологии и метеорологии прогнозирует мокрый снег и низкую видимость и скорость ветра до 15 метров в секунду. Участвующие в проекте российские корабли способны вести укладку при гораздо более суровых порывах, тем не менее «Газпром» старается перестраховываться и «дует на воду», чтобы потом не «обжечься на молоке».

— И все-таки главные препятствия для строительства СП-2 связаны не со штормами, а с геополитикой. Госсекретарь США Энтони Блинкен утверждает, что Вашингтон намерен наращивать санкции в отношении СП-2. Какие еще шаги могут быть сделаны против России и к каким последствиям они рискуют привести?

Деев: Какие бы санкции сейчас ни вводил Вашингтон, уверен, что до конца этого года газопровод будет сдан в эксплуатацию. Однако в дальнейшем СП-2 не застрахован от новых проблем. По требованию Третьего энергопакета ЕС, регламентирующего поставки «голубого топлива» в европейские страны, использование газопровода на полную мощность может быть ограничено на 50%, что увеличит срок окупаемости трубы. Тем не менее европейцы заинтересованы в этом проекте. Помимо того, что Евросоюз вложил в СП-2 серьезные инвестиции, новая экспортная магистраль России служит залогом энергетической безопасности стран Старого Света. Минувшая зима подтвердила зависимость Европы от российского сырья, когда запасы в хранилищах газа снизились до 30% — рекордно низкого уровня за многие годы.

Пикин: Изначальные заявления Блинкена позволяли надеяться, что новые санкции Госдепа США коснутся исключительно конкретных судов и их владельцев, принимающих участие в проекте: им запрещалось поставлять трубы фирмам, занимающимся дооснащением, страховкой, инспекцией, тестированием и сертификацией газопровода и заинтересованных строительных предприятий. Однако теперь администрация Джо Байдена намерена включить в новый список ограничений против российского газопровода оператора проекта — швейцарскую компанию Nord Stream 2. В таком намерении Белого дома таятся новые угрозы для СП-2. Но есть и плюсы. Nord Stream 2 зарегистрирована в Швейцарии и ведет свою деятельность по европейским законам. Если бы в деятельности компании — оператора проекта имелись бы хоть какие-то нарушения, недоброжелатели наверняка придрались бы к ним гораздо раньше. Раз этого не произошло, можно надеяться на объективность международных судебных площадок, где, возможно, придется отстаивать свои интересы Nord Stream 2.

Юшков: Эскалация геополитического конфликта вокруг СП-2 постоянно нагнетается. Вот уже и спецпредставителя по СП-2 администрация Байдена намерена назначить. Все это свидетельствует о настрое Вашингтона «идти до конца» в своем стремлении не допустить запуска газопровода, по которому российский газ потечет в Европу в обход Украины. Как заявила Nord Stream 2, в зоне строительства газопровода 1 апреля была зафиксирована повышенная активность иностранных военных кораблей (предположительно, ВМФ Польши), а их действия «носили провокационный характер». Кроме того, замеченная в зоне строительства неопознанная подлодка могла повредить газопровод.

Между тем остановить строительство на данном этапе могут санкции только самого Евросоюза. Но такие меры Брюссель подключит, только если будет доказано, что газопровод в первую очередь подразумевает достижение политических целей или если при укладке трубы Москва выведет в Балтийское море дополнительные военные суда, которые могут протаранить и потопить гражданский транспорт в месте проведения строительных работ.

Тем не менее негативная риторика американских политиков, наращиваемая на информационном поле, давит на европейских партнеров России: уже несколько десятков компаний отказалось от участия в проекте. Отток желающих заработать на СП-2 из-за санкций США рискует увеличиться. Впрочем, фирмы, предоставляющие услуги по сертификации трубы, «Газпром» способен заменить — монополии придется лишь собрать и утвердить пакет необходимых документов. Однако процесс подбора новых контрагентов может затянуться, а полученный временной гандикап американцы наверняка используют для расширения своего присутствия на европейском газовом рынке.

СПРАВКА "МК"

«Северный поток-2» (Nord Stream 2) — строящийся магистральный газопровод из России в Германию через Балтийское море длиной 1234 км (2468 км по двум ниткам). Проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран: Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. Проектная мощность — 55 млрд кубических метров газа в год, оценочная стоимость проекта — €9,5 млрд, из которых половину финансируют европейские компании Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall.

Учредителем компании Nord Stream 2 AG является «Газпром». Укладку труб планировалось завершить не позднее 4-го квартала 2019 года. В декабре 2019 года строительство подводного трубопровода, при готовности в 93,5%, было приостановлено в связи с санкциями США. Швейцарская компания-трубоукладчик Allseas отозвала свои суда 21 декабря 2019 года. 24 января 2021 года работы были возобновлены. По состоянию на 31 марта уложено 2339 километров, или 95% газопровода.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 18.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики