Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как «Росатом» терял контракты в Европе из-за политики

Как «Росатом» терял контракты в Европе из-за политики

Российскую компанию «Росатом» исключат из числа кандидатов на участие в тендере на строительство нового энергоблока АЭС «Дукованы» в Чехии. Об этом сообщил министр промышленности и торговли страны Карел Гавличек. Это уже не первый случай, когда госкомпания лишается контракта из-за большой политики. Раньше проблемы возникали в Болгарии, Турции и других странах. И далеко не всегда «Росатому» удавалось уговорить местные правительства согласиться на строительство станций по российскому проекту. Подробнее — в материале Дождя.

«Росатом» лишился очередного контракта. Российскую госкорпорацию отстранили от участия в тендере на постройку атомной электростанции в Чехии. Вероятно, контракт на шесть миллиардов долларов на достройку АЭС «Дукованы» достанется либо французской компании EDF, либо американской Westinghouse.

Атомщики попали в немилость после шпионского скандала. В субботу Чехия выслала 17 российских дипломатов, которые якобы работали на разведку. Кроме того в Праге назвали Петрова и Боширова причастными к подрыву склада с боеприпасами в 2014 году.

«Модель экспортная „Росатома“ строится сейчас на поддержке его экспансии его со стороны ФНБ. В этом плане тендер чешский вряд лили компанию подкосит, но гипотетически можно было что-то заработать на внешнем рынке и получить этот проект, и с точки зрения статуса, эта история была бы приятна. Я сильно сомневаюсь, что в этом конкурсе „Росатом“ ждал бы успех. Но надо дождаться, пусть чешское правительство покажет деньги в начале, потому что по Тимерину конкурс так и не состоялся», — рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Росатом» не впервые теряет большие контракты из-за политики. В 2014 году российской компании пришлось уйти из Украины. Тогда украинская сторона денонсировала договор о строительстве третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Хотя еще за четыре года до этого Владимир Путин вместе с украинским премьером Николаем Азаровым подписали соглашение, которое могло принести России шесть миллиардов долларов.

Не менее драматическая история произошла с болгарской станцией Белене. Долгострой, заложенный еще в начале 80-х годов, решили расконсервировать в 2008 году.

Однако когда кресло болгарского премьера занял Бойко Борисов, проект застопорился. Борисов пытался надавить на Россию, требуя значительных скидок как газ, так и на атомную энергетику.

Конфликт закончился в суде. Болгария выплатила «Росатому» неустойку в 600 миллионов долларов, а поставленный для Белены реактор отправили на станцию Козлодуй.

Сейчас Россия планирует участвовать в новом тендере, однако пока из-за пандемии строительство вновь отложено.

«Там опять вмешалась политическая составляющая, то есть история с Болгарией во многом похожа на чешскую. Я напомню, что Болгария развалила два крупных энергетических проекта, на которых могла заработать, потому что, повторяю, если бы те же чехи устроили такой тендер, куда можно было бы компаниям прийти с идеями по финансированию, „Росатом“ бы пришел с деньгами ФНБ. В Болгарии то же самое — вмешались США, и это никакая не конспирологическая история, та же история параллельно развивалась с проектом „Южный поток“, который тоже был Болгарией приостановлен», — добавил Константин Симонов.

Более счастливая судьба сложилась у АЭС «Аккую» в Турции. Станцию начали строить в 2010 году, ее стоимость составляла около 22 миллиарда долларов. Однако после охлаждений отношений между Москвой и Анкарой «Росатому» пришлось срочно искать инвесторов, готовых выкупить долю компании в проекте. Несмотря на несколько попыток, полностью продать актив в проблемной стране «Росатому» так и не удалось.

Вообще, «Росатом» привык работать по системе госкредитов. То есть участвуя в тендере, за плечами госкомпании всегда есть бюджетные деньги. С помощью дешевых кредитов, ей удается уговаривать зарубежные страны соглашаться на возведение новых АЭС.

Неудивительно, что трудно найти страну, которая бы отказалась от строительства атомной станции за счет российских налогоплательщиков.

«Нигерия, Бангладеш, Вьетнам с удовольствием разрешат вам построить атомную станцию. Приносите свои деньги, свои технологии, потом возвращайте свои инвестиции 30 лет из тарифа. Все политические риски на ваших плечах, как финансовые риски и риски спроса. Почему Нигерии или Бангладеш на таких условиях не построить атомную станцию. Вот так мы и продаем наши атомные технологии», — сообщил Симонов.

Источник: Дождь, 19.04.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики