Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил причины задержки бесплатной газификации населения

Эксперт объяснил причины задержки бесплатной газификации населения

Дорожная карта по газификации все еще не утверждена. Задержка связана, прежде всего, с определением источников финансирования и некоторых организационных моментов, считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Президент Владимир Путин в свежем Послании Федеральному Собранию поручил Правительству и регионам разработать четкий план газификации. Он отметил, что в некоторых населенных пунктах, к которым уже подведены газовые сети, доступа к газу до сих пор нет. "За подводку газа до границы земельного участка в населенном пункте люди платить не должны", - подчеркнул глава государства и пообещал лично проследить за исполнением этого поручения.

В мае прошлого года Путин поручил проработать концепцию социально ориентированной газификации, без привлечения средств граждан. Новая концепция была готова уже к концу лета 2020 года, но до внедрения ее в жизнь дело так и не дошло. Основные сложности, как и ожидалось, оказались связаны с финансированием: программа оценивается в 1,9 трлн рублей, а 600 млрд на ее выполнение пока не найдены.

Одним из вариантов найти недостающую сумму может стать привлечение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). О возможности их инвестирования в инфраструктурные проекты заявлял в феврале этого года глава Минфина Антон Силуанов. Найти более инфраструктурный проект, чем газификация, достаточно сложно. Она способствует не только повышению качества и уровня жизни населения и улучшает экологию, но и стимулирует развитие экономики регионов, а также повышает их инвестиционную привлекательность.

Это одно из возможных решений, но проблема в том, что газификацию сложно назвать самоокупаемым проектом, а средства ФНБ выделяются именно таковым и на возвратной основе, пояснил Гривач.

Помимо финансирования, не решен вопрос о полномочиях и зоне ответственности региональных операторов газификации. Он изначально выглядел непростым и обсуждение его деталей на рабочем уровне это подтвердило. В каких-то вопросах требуется принять политическое решение на уровне главы государства и правительства, отмечает Гривач.

Также пока нет ясности, для каких категорий жилых домов будут действовать новые правила газификации. "Какие-то критерии для бесплатного подключения, безусловно, нужны, чтобы под прикрытием социальной газификации, не происходило решение бизнес задач", говорит Гривач. Допустим, строится коттеджный поселок премиум класса. Очевидно, что его бесплатная газификация просто увеличит доходы застройщика от последующей продажи недвижимости. То же самое касается многоквартирных домов. Но это не касается дачных участков или индивидуальных домов, поскольку для многих людей это постоянное жилье.

Новая концепция газификации предусматривает, что все мероприятия - строительство межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов и подведение отводов к границам земельных участков граждан - будут проводиться под контролем Единого регионального оператора газификации. Упростится процедура подключения к газу. Она будет проводиться через структуру единого окна. Сроки подключения уменьшатся до 180-150 дней. Сейчас срок подключения 200-270 дней.

Сегодняшний уровень газификации регионов России составляет 71,4%. К 2026 году планируется достичь уровня 74,7%, а к 2030 году - 82,9%. Самый низкий уровень газификации в Сибирском федеральном округе - 16,8%, а также в некоторых областях Дальнего Востока. Как неоднократно подчеркивалось, достичь стопроцентного уровня газификации не удастся, поскольку в некоторые регионы поставлять газ невыгодно. В них для обеспечения потребностей населения и бизнеса будут использоваться другие источники энергии, в том числе сжиженный природный газ (СПГ).

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 21.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики