Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть вошла в долю

Нефть вошла в долю

Как остановят рост цен на бензин

Новые параметры демпфирующего механизма, сдерживающего рост цен на бензин, должны остановить его подорожание на АЗС. Но сомнения вызывает эффективность демпфера в долгосрочном периоде, а также разнятся оценки его влияния на всю нефтяную отрасль.

Новая формула согласована минфином и минэнерго. Поправки в Налоговый кодекс внесены на рассмотрение в правительство. Механизм работает в обе стороны: бюджет доплачивает нефтяным компаниям, поставляющим топливо на внутренний рынок, в случае высоких мировых цен на топливо, компенсируя их потери от ограничения экспорта, и наоборот - изымает часть доходов, когда работа на внутренний рынок выгоднее. С 1 мая базовую цену бензина, при превышении которой выплаты начинают идти из бюджета нефтеперерабатывающим компаниям, планируют снизить на 4 тыс. рублей до 52,3 тыс. рублей за тонну.

"Заложенная в обновленной формуле демпфера цена соответствует фактическим рыночным котировкам", - говорит старший консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. С началом действия новой формулы можно ожидать стабильности цен, а по итогам года цены в рознице не должны превысить уровня инфляции, считает он.

По оценке минфина, при предлагаемой корректировке демпфера дополнительные расходы бюджета составят 350 млрд рублей в 2021-2023 гг. Половина будет компенсирована за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. В минфине "РГ" разъяснили, что надбавка за демпфер увеличится по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Поскольку поправки еще не приняты, можно предположить, что НДПИ для нефтяных компаний вырастет с 1 июня этого года, если только не будет принято отдельного решения об одновременном изменении демпфера и надбавки за него с 1 мая.

Большая часть нефтеперерабатывающих мощностей принадлежит вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), поэтому повышение налоговой нагрузки по НДПИ их затронет напрямую, хотя оценки этого влияния разнятся.

Повышение НДПИ не отразится на экономике нефтепереработки, считает Тыртов. Но он уточнил, что есть добывающие компании, у которых нет нефтепереработки. И они получат только увеличение НДПИ без каких-либо положительных эффектов от демпфера.

С 1 мая компании получат компенсацию для сдерживания роста цен на бензин

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, рост НДПИ не может не отразиться и на рентабельности нефтепереработки ВИНК, поскольку для одних и тех же компаний увеличены и размер компенсации, и налоги. "Пора уже признать, что рост цен на бензин в России связан в первую очередь с налогами", - говорит Симонов. А чтобы немного унять панику вокруг этого вопроса, стоит внятно объяснить, куда и на что они идут - сколько на ремонт дорог, сколько на строительство, сколько на социальные программы. И будет видно, насколько эффективно или, наоборот, эти средства используются, считает он.

Вполне вероятен сценарий, когда демпфер опять придется донастраивать. По мнению Тыртова, в случае ослабления курса рубля по отношению к доллару на 10-15% или при росте котировок российской нефти Urals выше 75 долларов за баррель может снова возникнуть дисбаланс между внутренними и экспортными ценами. Демпфер по бензину и дизельному топливу компенсирует только 68% и 65%, соответственно, от разницы внутренних и внешних цен. Поэтому с ростом внешних цен увеличивается некомпенсируемая часть, пояснил эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 22.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики