Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Закон против картелей: объявят ли США войну ОПЕК+

Закон против картелей: объявят ли США войну ОПЕК+

В США могут принять антикартельный закон против нефтяников

В Соединенных Штатах предприняли новую попытку принять антикартельный закон, который позволит подавать иски против стран ОПЕК и других государств. Сейчас инициатива находится на стадии обсуждения. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сомневаются, что американцы сейчас пойдут на открытую конфронтацию с нефтяными странами. Кроме того, в сохранении ОПЕК заинтересованы многие американские производители.

Юридический комитет Палаты представителей на этой неделе, 20 апреля, единогласно одобрил антикартельный законопроект NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act). Он позволит подавать антимонопольные иски в американские суды против стран ОПЕК и других государств, которых заподозрят в сговоре. Теперь документ должны одобрить обе палаты Конгресса США, а также президент страны Джо Байден. 

Принять законопроект, который позволил бы оказывать давление на ОПЕК, в США пытаются на протяжении последних 20 лет, отмечает Reuters. Пока подобные инициативы были безуспешны.

Профильный вице-премьер Александр Новак заявил, что говорить о возможных последствиях этого законопроекта преждевременно, поскольку он еще не принят.

«Этому закону уже сто лет. Я прочитал новость о том, что юридический комитет в Конгрессе такое решение принял, но сам закон еще не принят. Он обсуждается уже много лет», — сказал Новак журналистам (цитата по ТАСС).

Вице-премьер отметил, что в рамках ОПЕК+ страны пытаются стабилизировать ситуацию на нефтяных рынках. Если они перестанут это делать, возникнет риск волатильности.

«Например, как это было в прошлом году, когда резко упал спрос. Наши совместные действия позволили сбалансировать рынок, восстановить ситуацию, в том числе работу предприятий, рабочие места, в том числе в тех же Соединенных Штатах Америки», — отметил Александр Новак.

В Минэнерго на момент написания материала не ответили на вопросы «Газеты.Ru» о том, насколько велика вероятность принятия антикартельного законопроекта в США и есть ли риски для стран ОПЕК+ (в их число входит Россия).

Есть ли поводы для опасений

Запретить картели на глобальном уровне сейчас по большому счету никто не может, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. По его словам, как правило, это регулируется на уровне стран: подобного механизма на международном уровне просто нет. Однако США могут воспользоваться своим влиянием и распространять свое законодательство за пределами страны.

Здесь возникает вопрос: согласятся ли другие страны на эти условия или нет, испугаются ли они возможных санкций со стороны США, говорит эксперт «Газете.Ru».

Однако Америка вряд ли будет торопиться с принятием подобных законов, считает Станислав Митрахович. Страны ОПЕК+ регулируют добычу, сокращают производство, и от этого могут получать выгоду те же американские производители. Если организация распадется, цены на нефть могут упасть.

«Я не думаю, что сейчас Америка будет реально давить на ОПЕК+. Это пока еще не в собственных американских интересах, по крайней мере, значительной части американской промышленности. Да, в Америке есть энтузиасты борьбы с нефтью вообще и с ОПЕК+ в частности, но все-таки я не думаю, что Байден пойдет на этот шаг», — рассуждает эксперт.

Принятие законопроекта все же маловероятно в текущей политической ситуации, также считает директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов.

Он уточняет, что этот документ на протяжении 20 лет никогда не был близок к принятию. Время от времени его начинают использовать в качестве инструмента для политического давления.

«Буквально год назад президент США Дональд Трамп практически выступил «брокером» в восстановлении ОПЕК+ и обещал, что США будут снижать добычу в рамках этого соглашения. Поэтому довольно сложно представить, что сейчас может идти речь о реальном преследовании ОПЕК+ в рамках антимонопольного разбирательства. Не до конца ясно, каким практическим образом антимонопольное законодательство может быть использовано против отдельных стран, а не компаний, которые действуют в рамках американской юрисдикций», — отмечает эксперт в беседе с «Газетой.Ru».

Он также добавляет, что нефтяные компании США выступают одним из бенефициаров от сделки ОПЕК+ и роста цен на нефть, поэтому фактически они заинтересованы в сохранении ОПЕК.

«Саудовская Аравия, лидер ОПЕК, является важным внешнеполитическим союзником США на Ближнем Востоке. Преследование ОПЕК очевидно угрожает этим связям. Таким образом, существует большое количество политических и не только факторов, которые препятствуют принятию этого законопроекта», — подытоживает Салихов.

Антикартельный законопроект на протяжении многих лет является рычагом давления на нефтеэкспортные страны, входящие в ОПЕК, во времена опасений чрезмерного роста цен на нефть, напоминает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин.

«Очередное рассмотрение этого закона в Конгрессе скорее показывает озабоченность в США относительно инфляционных рисков», — полагает аналитик.

Сам по себе картельный сговор — это тайная договоренность предпринимателей, направленная на получение сверхприбыли и ущемляющая интересы потребителей. При этом ОПЕК+ действует открыто и решает задачу устранения излишков нефти на мировом рынке. А цены устанавливаются на международных биржевых площадках, обращает внимание доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при президенте РФ Тамара Сафонова. Кроме того, решения, принимаемые на заседаниях ОПЕК+, не всегда оказывают влияние на мировое ценообразование.

«Анализ показывает, что санкционное давление со стороны США в отношении стран-экспортеров может оказывать большее влияние на мировые цены на нефть, чем регулирование баланса странами ОПЕК+», — объясняет Сафонова «Газете.Ru».

Идеология этого законопроекта «не совсем вписывается в амбициозную программу Джо Байдена о полной декарбонизации энергетического сектора США к 2035 году, которая предусматривает сокращение добычи нефти в США», продолжает она.

Для стран ОПЕК+ основным риском, если все же законопроект NOPEC будет принят, является то, что Министерство юстиции США может начать антимонопольное расследование в отношении ОПЕК и других стран ОПЕК+, отмечает Марсель Салихов из НИУ ВШЭ.

«Потенциально это может означать в дальнейшем требования заплатить штрафы и отказаться от политики регулирования добычи», — указывает он.

Если же законопроект примут, конкретно у России будет два пути: продолжать участвовать в ОПЕК+, невзирая на американские санкции, либо решить, что участие в ОПЕК+ нашей стране не очень-то и нужно – сторонники такой идеи в нашей стране есть, заключает Станислав Митрахович из Фонда национальной энергетической безопасности.

Автор: Оксана Решетова

Источник: Газета.Ru, 23.04.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики