Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Три сценария запуска "Северного потока–2": что ждет Украину и Польшу

Три сценария запуска "Северного потока–2": что ждет Украину и Польшу

Как запуск газопровода "Северный поток–2" повлияет на польский и украинский транзит? Свой прогноз представили аналитики агентства ICIS.

Запуск газопровода "Северный поток–2" грозит Польше потерей транзита. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные агентством ICIS. Аналитики компании смоделировали три сценария, которые позволяют отследить распределение потоков природного газа в Европу по основным маршрутам поставок с учетом наличия нового фактора – газопровода "Северный поток–2".

Аналитики агентства разработали сценарии с расчетом на то, что "Газпром" будет поставлять чистые 127 миллиарда кубометров в страны Центральной и Западной Европы в 2021 году, с последующим увеличением объема поставок до 147 миллиарда кубометров в 2022–2023 годах соответственно.

При любом сценарии российский поставщик будет вынужден забронировать дополнительные краткосрочные мощности через Украину для удовлетворения спроса на газ в странах Центральной и Западной Европы в 2021 году. Дело в том, что даже при осуществлении поставок некоторых объемах газа через "Северный поток–2" в 2021 году "Газпрому" мощностей все равно не хватит.

В краткосрочной перспективе "Газпрому" требуется 40 млн кубометров в сутки до конца года при предложенных в последние месяцы на аукционе 15 млн кубометров. Такой спрос обусловлен холодной зимой и опустошенными газохранилищами в Европе.

Какие есть сценарии дальнейших поставок?

  • Первый сценарий предполагает начало эксплуатации первой нитки газопровода "Северный поток–2" в октябре 2021 года, а второй нитки – в октябре 2022 года.
  • Второй сценарий, смоделированный аналитиками ICIS, предполагает старт эксплуатации первой нитки в 2022 году, а второй нитки – в 2023 году.
  • Третий сценарий предусматривает ситуацию, при которой "Северный поток–2" в ближайший прогнозируемый период не запустят.

Что ждет альтернативные пути поставок в случае реализации одного из трех сценариев?

В случае заполнения газом хотя бы одной ветки газопровода "Северный поток–2" в 2021 году и ее выхода на полную мощность к январю 2022 году "Газпрому" не потребуется докупать у Украины дополнительные объемы сверх законтрактованных уже в следующем году. И это даже при том, что общий целевой показатель предложения на 2022 год увеличится на 20 млрд кубометров в годовом исчислении.

С запуском "Северного потока–2" украинский транзит ждут лишь убытки – примерно 700 млн евро.

Помимо ввода в эксплуатацию "Северного потока–2", продолжающееся изменение маршрута потоков на восточноевропейские рынки через Турцию позволит "Газпрому" постепенно выделять больше своих существующих украинских мощностей для потоков в Вельке-Капушаны и далее.

Согласно сценариям, после начала эксплуатации обеих ниток "Северного потока–2" "Газпром" не будет нуждаться в использовании газопровода "Ямал" через Польшу в Мальнов. Есть основания полагать, что Польша рассматривает такой сценарий.

Что планирует делать Польша?

Согласно стратегии развития Польши на 2022−2031 годы, протяженность ГТС страны планируется увеличить с 11 тыс. км до 13,1 тыс. км, а мощность компрессорных станций – нарастить вдвое. Кроме того, амбициозные планы возлагают на польский участок газопровода "Ямал – Европа" – Варшава намерена взять его полностью под свой контроль.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в разговоре с Baltnews указал, что Польша работает с заделом на будущее.

Стратегия рассчитана на то, что через какое-то количество лет может возникнуть ситуация, при которой прокачка газа в западном направлении закончится, отметил Митрахович, и тогда можно будет разворачивать ее для получения газа с запада на восток, "по газопроводу Baltic Pipe качать газ через Польшу, идти в Литву и в Финляндию".

Польша готовится к тому, что с появлением у России нового маршрута от транзита через ее территорию тоже могут отказаться.

Напомним, что Польша и Россия не стали продлевать Ямальский контракт на транзит газа. Соглашение между сторонами, заключенное в начале 1990-х годов, истекло в воскресенье, 17 мая. Об этом сообщил польский оператор Gaz-System на своем официальном сайте. Теперь транзит через польский участок газопровода "Ямал – Европа" будет осуществляться по ценам, которые будут установлены по итогу аукционов, на которых польский оператор будет продавать транзитные мощности.

Польский участок магистрали насчитывает 683 километра трубы, а также включает пять компрессорных станций. Сегодня этим участком газопровода владеет совместное предприятие "Газпрома" и PGNiG – компания EuRoPol Gaz, а Gaz-System выступает в качестве оператора.

Источник: Baltnews.lv, 24.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики