Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба не зовёт. Почему подключение частных домов к газу стоит миллионы

Труба не зовёт. Почему подключение частных домов к газу стоит миллионы

24,3 млн руб. запросили газовщики у жителя уральского города Кыштым за подключение его дома к газу. Откуда такие дикие сметы?

В «газовом рабстве» на... 78,5 года

К дому обычного рабочего из Кыштыма газовщики предложили проложить отдельную трубу длиной 16 км, как будто речь шла о снабжении коттеджного посёлка миллионеров. Проект с такой заоблачной сметой кыштымец не стал бы обсуждать даже во сне. При этом газовая сеть с необходимым давлением проходит всего в 185 м от границы его участка. Перспектива обеспечить своё хозяйство дешёвым топливом показалась вполне реальной. Не тут-то было!

Рабочий направил в местный филиал газораспределительной организации свои возражения, показал, что трубу можно сделать намного короче. После этого смета уменьшилась до 8 млн руб. Но такую сумму обычная семья из маленького городка в Челябинской обл. тоже никогда не найдёт. Да и при таких затратах «дешёвый газ» себя не окупит.

В марте этого года активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) изучили 270 договоров на техническое подсоединение к газу, которые были заключены или предложены к заключению жителям 25 регионов России. И в 57 случаях стоимость таких проектов была в 10 раз выше месячного среднедушевого дохода в России, т. е. превысила 360 тыс. руб.

«Счета, которые выставляют газораспределительные организации, даже в теории не могут быть оплачены подавляющим большинством жителей нашей страны, — отмечает заместитель руководителя исполкома ОНФ по региональной работе Артём Бичаев. — А если кто-то рискнёт взвалить на себя такие тяжёлые обязательства, то попадёт в финансовое рабство на долгие годы». Счёт на 24,3 млн руб., выставленный в Кыштыме, с учётом среднего дохода в Челябинской обл. пришлось бы оплачивать в течение 78,5 года. А реализация других подобных проектов, которые газовщики предлагают на полном серьёзе, требует не есть и не пить до 22,5 года (см. инфографику).

 

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

 

В каких регионах тарифы абсурднее?

По закону за газификацию городов и сёл отвечают местные власти. Газовщики на свои деньги подводят к населённому пункту магистральную трубу, а разводка по улицам — дело муниципалитетов. Там, где своих денег побольше или где сумели выбить бюджетные субсидии, внутренние сети погуще и поближе к отдельным домам. И тогда плата за подсоединение хозяйства к газу разумная — в пределах 70 тыс. руб. и меньше. Есть постановление Правительства РФ, устанавливающее фиксированный тариф для участков, которые находятся недалеко от общей сети — до 200 м. Но если расстояние больше или на пути к дому нужно преодолеть реку, овраг, обойти застроенный район, дорогу или другое препятствие — в этом случае работы ведутся по расценкам, установленным самими газовщиками. И, как показывает жизнь, из нескольких вариантов проектов они пытаются выбрать тот, что подороже.

В итоге получается театр абсурда. Государство ежегодно вкладывает в газификацию миллиарды рублей, а люди газ не получают. Только в 2018—2019 гг. на селе было введено в эксплуатацию 1,8 тыс. км газораспределительных сетей. Однако Счётная палата РФ обнаружила, что в 10 регионах, где были завершены эти стройки, дома к газу не были подключены. И одна из главных причин — отсутствие у муниципалитетов и местных жителей денег, необходимых для преодоления «последней мили» между общественной трубой и частным газовым котлом.

В ОНФ приводят пример: 6 семей из удмуртского села Кечёво больше года пытаются добиться снижения стоимости за подключение домов, стоящих в пределах 200 м от газопровода. Самая большая сумма выставлена многодетной семье Емельяновых — 635 тыс. руб. Газовщики объясняют такие сметы дополнительными затратами. Но где кончается реальная себестоимость подобных проектов и начинаются накрутки, чаще всего понять невозможно.

Как установил ОНФ, в одном регионе стоимость погонного метра газопровода может отличаться более чем в 3 раза. А тариф на подземную прокладку трубы диаметром 57 мм, официально утверждённый властями на 2021 г., в одном климатическом поясе разнится в 13 раз! В Новгородской обл. это почти 6987 руб. за погонный метр, а в Калининградской — 530 руб. Неужели вести работы в прибалтийских песках настолько дешевле?

При этом Новгородская обл. вместе с Рязанской и Краснодарским краем входит также в число лидеров подорожания прокладки метра трубы за последние 3 года: более 150%. И повсеместно рост тарифов на подключение газа сильнее, чем на большинство других услуг. Как считают в ОНФ, правительство должно запретить их повышать выше прогноза средней инфляции на соответствующий год, а уже утверждённые пересмотреть. Минэнерго РФ и Федеральная антимонопольная служба должны провести экспертизу тарифов на присоединение домов к сетям с привлечением независимых технических специалистов. По оценке экспертов ОНФ, это сделает подключение к газу более доступным для жителей почти половины регионов страны. 

Когда бесплатная труба дойдёт до дома?

То, что подходы к газификации нужно менять, стало ясно уже на самом верху. В 2020 г. вице-премьер Александр Новак, возглавлявший тогда Минэнерго РФ, предложил снять ответственность с регионов и полностью переложить строительство газораспределительной сети на «Газпром», включая «последнюю милю». А президент Владимир Путин поручил правительству и региональным властям организовать газификацию так, чтобы она стала бесплатной для граждан.

Как сообщили «АиФ» в Минэнерго, сегодня готов проект плана действий, направленных на решение этой задачи. Речь идёт о том, чтобы в будущем не брать деньги за прокладку трубы до границы домовладений, оставив заказчикам оплату только тех работ, которые ведутся непосредственно на территории их участков. Однако когда и в каком виде этот план будет утверждён, неясно.

«Программа газификации России на ближайшие 10 лет оценивается в 2 трлн руб. В том числе 15–20% этой суммы нужно на бесплатное подключение. Чтобы выполнить поручение президента, эти деньги придётся где-то найти. Но пока их источники и новый механизм газификации не определены», — говорит заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. При этом «Газпром» уже увеличил ассигнования на программу газификации на ближайшие 5 лет в 3 раза — до 526 млрд руб., что превышает 60% необходимых на этот период средств. А вопрос об источниках финансирования региональной части программы и «последней мили» обсуждается в Правительстве и Администрации Президента РФ.

Среди других новшеств, которые анонсировались раньше, — создание единого оператора газификации, который будет отвечать за весь процесс — от строительства газопроводов до подключения конечных потребителей. «Это позволит сконцентрировать ответственность за результат, чтобы не было такого, что новые газовые сети есть, а новых потребителей нет», — отмечает Гривач. В большинстве случаев единым оператором станет «Газпром», что, по оценке его главы Алексея Миллера, позволит снизить стоимость подключения населения к газу на 30%.

Попробовать работать по новой схеме первыми решили в Московской, Тюменской, Челябинской и Курганской обл. В 2021 г. в них должен начаться эксперимент по бесплатному подключению. В администрации Курганской обл. «АиФ» подтвердили: да, если есть техническая возможность, строительство газопровода до границ участка будет теперь вестись в местных сёлах за счёт финансирования из бюджетов всех уровней. А в Челябинской обл. с 1 июля будут также оказывать материальную помощь на покупку или установку котла и другого газового оборудования непосредственно на территории дома. До 60 тыс. руб. на это смогут получить из регионального бюджета одинокие пенсионеры, малообеспеченные многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами.

Автор: Андрей Лунин

Источник: АиФ, 26.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики