Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть за 10 долларов существует только в «зеленом» сне Запада

Нефть за 10 долларов существует только в «зеленом» сне Запада

Цена на нефть в 10 долларов за баррель противоречит экономическим законам, отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Запад рекламирует энергопереход

Аналитики агентства Wood Mackenzie пророчат обвал стоимости нефти Brent до 10 долларов за баррель после перехода глобальной экономики к зеленой энергетике, но есть большие сомнения в осуществимости такого прогноза.

В 2019 году потребление нефти в мире равнялось примерно 100 млн баррелей в сутки. Если бы не случился «коронакризис», данная цифра продолжила бы расти, но из-за карантина на Западе и коллапса международных перевозок пошел обратный процесс.

В кризис западные эксперты начали все больше говорить о зеленой энергетике и насчитали в первой половине 2020 года ее беспрецедентный рост в энергобалансе, но это является следствием остановки экономики в США и государствах ЕС.

Здесь есть два объективных момента. Потребление нефти не ограничивается западными государствами – в странах третьего мира оно продолжит расти по объективным причинам: за счет увеличения населения, количества автомобилей и объема перевозок.

Кроме того, добыча нефти будет обходиться все дороже и дороже. Есть зона Персидского залива, где нефть лежит близко к поверхности и на ряде месторождений достаточно пробурить небольшую скважину, чтобы получить сырье, но существуют арктические и шельфовые разработки, где добыча каждого барреля будет обходиться все дороже – ярким примером является Норвегия.

Нельзя забывать про сланцевую нефть, появление которой на рынке стало причиной обвала цен в 2014 году. Стоимость такой добычи в США уменьшилась, но цены в 10 долларов за баррель недостаточно, чтобы обеспечить существование отрасли.

В апреле-мае 2020 года производители сланцевой нефти на одном из месторождений в США доплачивали потребителям, чтобы они забрали сырье. На высокую стоимость добычи сланцевой нефти наслаивается ее невысокое качество.

Нефть останется и после энергоперехода

«Логика Wood Mackenzie понятна: мир будет переходить на зеленую энергетику, продолжится энергопереход. После этого все начнут ездить на электромобилях и водородных автомобилях, из-за чего нефть никому не будет нужна и станет дешевой», – заключает Юшков.

Однако для этого необходим успешный энергопереход: в такой ситуации усилится конкуренция на нефтяном рынке, а поставщики будут вынуждены начать между собой ценовую конкуренцию за конечного потребителя.

На бумаге все выглядит хорошо, но в действительности для этого нет нужных обстоятельств. В ФРГ говорят о переходе на синтетическое топливо для автомобилей уже к 2025 году, но не существует промышленного производства разрекламированного водорода.

Важным является и то, что бум спроса на «зеленые» технологии совпал с мировым экономическим кризисом. Планировать можно все что угодно, но есть ограничения: в 2020 году западным экономикам был нанесен значительный ущерб, рост госдолга на Западе колоссальный, а «зеленые» решения стоят слишком больших денег, из-за чего они и до кризиса были доступны немногим государствам.

«В случае сохранения на длительный период низких цен на нефть уйдут в историю проекты с низкой себестоимостью. Это американский сланец, шельфовые проекты в Бразилии и Северо-Западной Европе, многие другие начинания», – констатирует Юшков.

В такой ситуации с рынка уйдет огромное число нефтяных компаний, что автоматически выровняет рынок и порядок цен. Были расчеты 2015 года, которые показывали, что при сохранении цен на низком уровне на рынке останутся только саудиты, американцы и россияне.

Шесть лет назад нефтяной рынок пугали концом эпохи высоких цен на нефть, хотя это уже бывало в восьмидесятые-девяностые годы, а теперь пугают зеленой энергетикой, однако из нефти производится не только топливо, но и многие другие продукты, от которых человечество отказаться не сможет. Более того, их номенклатура продолжит расширяться.

Существует пример угля, являющегося «энергоресурсом XIX века», чья добыча до «коронакризиса» продолжала расти.

«Легкодоступные месторождения нефти в мире заканчиваются, а энергопереход будет идти десятилетиями. Даже ЕС, который находится в авангарде «зеленых» процессов, заявляет, что откажется от ископаемого топлива только к 2050 году», – резюмирует Юшков.

Остаются огромные перспективы роста потребления нефти: в Индии люди пересели со слонов на мопеды и готовятся к переходу на автомобили.

«Спрос в глобальном масштабе сохранится, пусть и несколько перераспределится. Кроме того, продолжат развиваться нефтехимия, пластики, полимерные материалы и все остальное, что делается из нефти. Даже если человечество перестанет пользоваться бензином и дизелем, спрос на нефть останется на высоком уровне», – констатирует Юшков.

Американцы являются крупнейшим потребителем нефти в мире, но пик потребления в США был в середине нулевых годов XX века, затем начали давать результат «зеленые» и экологические программы, благодаря которым цифры стабилизировались.

Только мировой рынок нефти прекрасно рос и без США, и пока не видно предпосылок для прекращения этого процесса. Развивающиеся страны растут быстрее развитых, а «зеленая» программа является попыткой Запада сохранить доминирующее положение в мире.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 26.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики