Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт бензина могут запретить. Это поможет обычным россиянам и ударит по отрасли

Экспорт бензина могут запретить. Это поможет обычным россиянам и ударит по отрасли

Правительство готовится к запрету вывоза бензина из страны. Нефтепродукт хотят внести в список товаров, вывоз которых может быть временно остановлен. По мнению специалистов, от этой меры могут выиграть потребители, но отрасль понесет убытки.

Правительство России запустило формальную подготовку к введению запрета на экспорт бензина. Чиновники хотят включить топливо в ряд важных для внутреннего рынка товаров, экспорт которых может быть ограничен. По данным «Коммерсанта», Министерству энергетики дали поручение подготовить проекты актов об установлении временного экспорта некоторых нефтепродуктов.

Перечень «существенно важных для внутреннего рынка товаров» возник в 2007 году, когда в России был рост цен на продовольственные товары — например, зерно, продукты из молока, растительное масло.

Последствия запрета

Такая неожиданная мера может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил «360», что запрет на отправку бензина в другие страны может привести либо к стабилизации цен, либо к их понижению на российском топливном рынке.

"Произойдет насыщение внутреннего рынка, компаниям будет некуда девать топливо. Соответственно, конкуренция будет больше, цена упадет — и потребитель это почувствует" Игорь Юшков.

Юшков также отметил, что мера может быть принята, когда начинается новая волна роста цен. В таком случае важно не дать ценам взлететь и дождаться, когда сработают соответственные рыночные механизмы.

Тем не менее, по словам Юшкова, на протяжении долгого времени мера действовать не будет, иначе компаниям будет невыгодно производить топливо — может появиться дефицит. Эксперт отметил, что такие меры экстренные и вряд ли их будут принимать в последующие годы.

От запрета выиграет конечный потребитель, но при введении этой меры будут и пострадавшие. По мнению Игоря Юшкова, ими станут такие компании, как «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть» и «Лукойл».

Руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов заявил, что в отрасли перестанут повышать зарплату и открывать заправки, а конкуренция не увеличится. 

Эксперт также отметил, что на внутреннем рынке остается 90% бензина и только 10% идет на внешний.

«Если говорить о товарной группе, то основная масса экспортируемого нефтепродукта — это дизельное топливо. 50% идет на внутренний рынок и остальные 50% — на экспорт», — добавил Баженов.

Собеседник напомнил и про другие проблемы отрасли. По его словам, в нефтепереработку падают инвестиции, сжимается розничный сектор и нет развития нефтепродуктового розничного сектора.

Сдерживание цен

В апреле в правительстве обсуждали планы для сдерживания роста цен на топливо в те периоды, когда спрос на него высокий. Чиновники не исключали введение сезонного эмбарго на вывоз бензина в другие страны. Однако министр энергетики Александр Новак заявлял, что пока эту меру не планируют вводить. По его словам, эмбарго нужно тогда, когда ведутся весенние полевые и осенние полевые работы.

 

В декабре прошлого года правительство России подготавливало пакет мер по стабилизации и уменьшению цен на такие необходимые продукты, как хлеб, сахар, подсолнечное масло. После этого министр экономического развития Максим Решетников объявил заморозку цен.

Авторы: Василиса Андреева, Екатерина Андронова, Ольга Морозова

Источник: "360", 26.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики