Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет на экспорт бензина повлияет на внутренний рынок РФ

Запрет на экспорт бензина повлияет на внутренний рынок РФ

Меры ограничения экспорта бензина, которые обсуждают власти РФ, нежелательны для нефтеперерабатывающих заводов, но полезны для потребителя, сообщил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Российское правительство поручило Министерству энергетики РФ разработать законопроекты, предполагающие установление экспорта «отдельных видов нефтепродуктов». 

Как следует из копии протокола совещания у заместителя председателя Правительства РФ Александра Новака, на которую ссылается «Коммерсантъ», речь прежде всего идет о запрете экспорта бензина во всех направлениях кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Таким образом, топливо попадет в список существенно важных для внутреннего рынка товаров, «в отношении которых в исключительных случаях могут установить временные ограничения или запреты экспорта» в соответствии с правительственным постановлением №877 от 15 декабря 2007 года.

Указанный документ появился 14 лет назад на фоне заметного роста цен на зерно, растительные масла и молочную продукцию. Весной 2021 года в России сложилась похожая ситуация из-за последствий пандемии коронавирусной инфекции, практически парализовавшей глобальную экономику. 

На прилавках появились социально значимые продукты, стоимость которых выросла на 10–35%. Цены на топливо в рознице также поползли вверх в периоды повышения спроса. С декабря по февраль прошлого года прирост составил 17%, а еженедельное увеличение достигает 0,2–0,3%.

Вице-премьер Александр Новак, комментируя происходящее, пояснил, что запрет экспорта бензина нужен «в периоды, когда могут быть проблемы с балансом, то есть не в течение года, а когда весенне-полевые работы, осенне-полевые работы, растет спрос и когда заводы на ремонт становятся».

Аналитик Станислав Митрахович предостерегает: принудительное ограничение экспорта сложно назвать лучшим решением, несмотря на то что оно все же обеспечит краткосрочное падение цен на внутреннем рынке и замедлит темпы роста.

«Столь непопулярное решение можно рассматривать как пожарную меру. Но в долгосрочной перспективе – нет. Ведь запрещая экспортировать топливо, мы отбиваем у участников рынка желание заниматься этим видом бизнеса, вкладываться в переработку, реализовывать товар хоть с какой-то добавленной стоимостью. 

Если власти не позволяют компаниям подогревать интерес к процессу, те перестанут вкладываться в деятельность, что спровоцирует падение качества бензина. Явление будет краткосрочным, но от этого не менее опасным», – комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Экспортный запрет не должен затягиваться

В случае затяжного экспортного ограничения, предполагает эксперт, с негативными факторами столкнутся и нефтеперерабатывающие заводы, которые отгружают топливо в страны Европейского союза.

В среднем объемы экспорта в этом направлении превышают 150 тысяч тонн в месяц. Бензин АИ-92 уходит европейцам из российского торгового порта Усть-Луга.

«Поэтому ограничение экспорта не может быть долгосрочным. Мы ведь не хотим отказываться от экспортных доходов, которые являются стимулом для развития других отраслей. 

С нефтепереработкой связаны химическая промышленность, транспортная и логистическая отрасли, машиностроение. Я считаю, что сокращение объемов экспорта должно длиться недолго, неделю, месяц или два. Но длительность в течение полугода и дольше с точки зрения стратегических интересов Российской Федерации неуместна», – дополнил эксперт.

В экспертном сообществе на фоне роста стоимости бензина уверяли, что у государства есть механизмы, чтобы не допустить дефицита и сдерживать рост цен на топливо на розничном рынке.

Станислав Митрахович считает, что для стабилизации ситуации властям нужно стимулировать экспортные предприятия, которые тянут за собой различные производства.

«Это может быть завод по производству самолетов или бензина. Главное в принимаемых мерах – не допустить отказа от производства. Понятно, что гражданам не нравится рост цен, но все же в России бензин стоит намного дешевле, чем во многих развитых странах.

Однако есть и государства, где топливо еще доступнее, например Казахстан. Но там совершенно другая налоговая система. Поэтому и оценивать происходящее нужно с учетом разнообразных факторов», – отметил собеседник агентства.

Вполне возможно, что федеральные власти в будущем задумаются о пересмотре налоговой системы. Но нужно понимать, что и такая стратегия таит в себе риски сокращения поступлений в бюджет.

Временные ограничения или запреты экспорта, в свою очередь, неизбежно приведут к падению оптовых цен, кратковременному снижению розничных и росту предложения на внутреннем рынке, с одной стороны, а с другой – к снижению эффективности нефтеперерабатывающих заводов. 

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 26.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики