Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет экспорта бензина ненадолго изменит цены

Запрет экспорта бензина ненадолго изменит цены

Сроки ограничения экспорта бензина, установленные Минэнерго России, позволят властям добиться ожидаемого спада цен на топливо, сообщил ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Определен срок запрет на экспорт бензина и легких дистиллятов из Российской Федерации. Министерство энергетики РФ установило временные рамки «для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем рынке в периоды пикового спроса и ремонта на нефтеперерабатывающих предприятиях».

В проекте постановления правительства страны, разработкой которого занималось Минэнерго, предлагается «установить со дня вступления в силу настоящего постановления ‎сроком на три месяца временный запрет на вывоз из Российской Федерации видов топлива по перечню согласно приложению».

«Подобные решения оказывают не очень хорошее влияние на состояние рынка. В особенности в долгосрочной перспективе. Обычно ограничения экспорта демонстрируют хорошую эффективность при решении краткосрочных задач.

Однако история создания и трансформации механизма государственного регулирования рынка нефтепродуктов в России показывает, что часто участники допускают определенные ошибки. И то, что происходит сейчас, во многом является результатом промахов многолетней давности», - объясняет основания выбранных ведомством сроков эксперт Александр Перов.

Предполагается, что ограничение распространится на бензин марок Аи-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98. Кроме того, документ, опубликованный на портале проектов нормативных правовых актов, предусматривает ограничение экспорта некоторых видов легких дистиллятов. Предварительно дата вступления изменений в силу назначена на 26 июня текущего года.

Внести и ограничить: зачем РФ запрет на экспорт

Министерство энергетики Российской Федерации заявляло о разработке проекта постановления, которое могло дополнить перечень товаров, существенно важных для внутреннего рынка, отдельными видами нефтепродуктов, в отношении которых правительство может вводить ограничение или запрет на экспорт.

Под ограничения не должны при этом попадать международные транзитные перевозки иностранного топлива через территорию страны, а также отечественное топливо, которое будет транспортироваться между частями Российской Федерации через границы иностранных государств.

«Цены на бензин очевидно растут, поэтому правительство хочет естественным образом смягчить или замедлить процесс, сгладив негативные последствия. Но привычные меры регулирования позволяют только заткнуть локальные дыры и залатать прорехи.

В долгосрочной перспективе ограничение объемов экспорта топлива из России лишь помешает развитию внутреннего рынка или замедлит его, так как мера создает определенные риски для инвестиционной политики нефтеперерабатывающих предприятий», - поясняет эксперт.

Действенная, но краткосрочная: что будет с ценами

Ранее Министерству энергетики РФ, сообщал «Ъ» со ссылкой на протокол совещания у вице-премьера Александра Новака, было дано поручение подготовить проекты актов об установлении временного ограничения экспорта отдельных видов нефтепродуктов, в том числе бензина, в страны за пределами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Заместитель председателя Правительства РФ Новак тогда отмечал, что меры, ограничивающие экспорт топлива из страны, можно направить на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке в критических ситуациях, но необходимости в этом в ближайшее время не будет.

В экспертном сообществе поясняли, что включение нефтепродуктов в правительственный перечень позволит ввести ограничительные меры в будущем в кратчайшие сроки, но очевидных негативных прецедентов не создаст.

Аналитик Александр Перов поясняет, что запрет экспорта в соответствии с ожиданиями Минэнерго РФ приведет к спаду цен на бензин и спровоцирует возникновение профицита топлива на внутреннем рынке. Однако общая долгосрочная тенденция обещает рост цен на бензин и дизельное топливо после окончания сроков ограничений. 

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 30.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики