Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ямал-Европа»: Польша и Литва пытаются надурить друг друга, а заодно и «Газпром»

«Ямал-Европа»: Польша и Литва пытаются надурить друг друга, а заодно и «Газпром»

Варшава создает единую «трубу» с Вильнюсом

Польша и Литва намерены объединить свои газотранспортные системы. Соответствующее соглашение готовятся подписать операторы систем передачи газа этих стран — компании Gaz-System и Amber Grid.

«Операторы транспортных систем Польши и Литвы, Gaz-System и Amber Grid, планируют заключить соглашение, касающееся межсистемного соединения SANTAKA, которое объединит системы транспортировки природного газа Польши и Литвы после строительства нового трансграничного газопровода», — говорится в сообщении на сайте Gaz-System. Всем участникам рынка предложено ознакомиться с содержанием проекта и прокомментировать его. Собранные комментарии Gaz-System и Amber Grid обещают проанализировать и при необходимости внести изменения в текст документа.

Эта новость служит очередным подтверждением того, что Польша в последнее время активно расширяет свою энергетическую империю (в том числе за счет Прибалтики). 

Вообще, в её нефтегазовом секторе происходят серьезные изменения. 8 апреля Gaz-System представила польскому правительству проектный план развития газотранспортной системы страны на 2022−2031 годы. Его основные тезисы попали в распоряжение средств массовой информации.

По прогнозам Gaz-System, всего через 10 лет потребление природного газа в Польше может увеличиться на 50%. Отчасти из-за роста экономики, отчасти из-за отказа Варшавы от использования угля. В связи с этим поляки реализуют целый ряд инвестиционных проектов — интерконнектор со Словакией, морской газопровод Baltic Pipe, расширение СПГ-терминала в Свиноуйсьце. Есть даже планы по строительству второй регазификационной установки в Гданське, которые пока существуют только на бумаге, но вполне могут стать реальностью. Польша явно вошла во вкус.

А главная «изюминка» проекта Gaz-System — это претензии на газопровод «Ямал — Европа». Сегодня он используется для транспортировки российского газа в Европу, хотя уже не представляет большой ценности ни для «Газпрома», ни для Польши. В мае прошлого года транзитный контракт между ними истек. Продлевать его или заключать новое соглашение стороны не захотели — судя по всему, переговоры по этому вопросу даже не велись. Оно и понятно: «Газпром» справлялся с выполнением своих обязательств перед европейскими потребителями благодаря использованию других маршрутов.

Украина в результате подписания нового транзитного договора с Россией получила солидные объемы транзита, а спрос на углеводороды в странах ЕС из-за эпидемии коронавируса упал до рекордно низких значений. У Польши тоже не было мотивации цепляться за «Ямал — Европу». На транзите она много не зарабатывает, поскольку её участок трубы в свое время полностью строился на российские деньги (за это Варшава обязалась установить для «Газпрома» выгодные тарифы).

Сегодня Россия продолжает использовать польское направление, выкупая необходимые ей мощности трубопровода на аукционах. Сколько надо — столько и выкупает. Нормальная европейская практика, которая, судя по всему, устраивает обе стороны. Но Gaz-System предлагает в перспективе вообще отказаться от использования «Ямала — Европы» для транспортировки российского газа.

«Проект плана также предполагает использование польского участка газопровода „Ямал — Европа“ для нужд ГТС страны с 2026 года. Активное использование мощностей этого газопровода, когда в Польше создадут диверсифицированный и конкурентный рынок газа, даст возможность эффективно распределять газ, в том числе из так называемых „Северных ворот“ (Baltic Pipe и терминалы СПГ)», — говорится в сообщении Gaz-System.

То есть раньше «Ямал — Европа» был экспортным российским газопроводом, который проходил по территории Польши. А с 2026 года, если задумка Gaz-System реализуется, он будет использоваться для доставки газа внутри самой Польши. И, возможно, для реэкспорта топлива соседним странам.

Собственником газопровода является компания EuRoPol GAZ, в которой по 48% акций принадлежат «Газпрому» и польской государственной нефтегазовой компании PGNiG.

Еще 4% та же PGNiG контролирует через фирму Gas-Trading S.A. Как в этих условиях можно «полонизировать» трубу и приспособить ей к решению внутренних задач? Есть как минимум несколько вариантов.

Первый — оставить в распоряжении «Газпрома» 48% акций EuRoPol GAZ, продолжив совместно с ним эксплуатировать газопровод. Но этот сценарий Варшаву наверняка не устраивает. С какой стати она позволит российской компании влиять на работу своей газовой инфраструктуры? Одно дело — транзит, и совсем другое — энергоснабжение самой Польши. Впрочем, и «Газпрому» такой формат сотрудничества вряд ли будет интересен.

Второй вариант — наиболее логичный — выкупить у российских партнеров их пакет акций. Здесь может возникнуть серьезный конфликт на почве коммерческих интересов. «Газпром», ясное дело, постарается завысить цену своего актива. А Польша будет доказывать, что грош цена этому газопроводу. Особенно после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2».

Кроме того, нет ответа на главный вопрос: одобрит ли «Газпром» саму концепцию такой сделки? Он ведь продолжает использовать «Ямал — Европу» для экспорта своей продукции, пусть и в ограниченных объемах. В будущем его загрузка может увеличиться: не только Польша, но и вся Европа отказывается от сжигания угля как самого «грязного» источника энергии. Вероятно, именно природный газ станет «переходным» видом топлива на пути к реализации «зеленой сделки» ЕС и достижению климатической нейтральности (то есть нулевого уровня выбросов в атмосферу CO2).

У «Газпрома» появится возможность нарастить объемы поставок своей продукции в Европу. Вот здесь ему и понадобится «Ямал — Европа».

России выгодно иметь в Польше запасной «газовый аэродром». Если по её инициативе сделка не состоится, то Варшава может попытаться установить контроль над трубопроводом обходными путями. Провернуть какую-то аферу или попросту национализировать трубу. Только тогда стоит готовиться к судебным разбирательствам, которые с большой долей вероятности обернутся для поляков финансовыми потерями.

Как бы то ни было, пока что это только планы. Зато другая амбициозная задумка Варшавы — создание единой газотранспортной системы с Литвой — близится к своему логическому завершению. Трансграничный газопровод GIPL должен быть достроен к лету следующего года. Вероятно, к тому моменту стороны уже подпишут соглашение о создании единой газотранспортной системы, в котором будут прописаны тарифы, условия эксплуатации интерконнектора и т. д. Но вряд ли составители документа дадут ответ на главный вопрос: для чего вообще нужен GIPL?

Евросоюз поддерживает его, руководствуясь абстрактными представлениями об энергетической безопасности. Чем больше интерконнекторов — тем свободнее движется энергия; чем свободнее движется энергия — тем лучше. Если же говорить о Польше и Литве, то у них цели более конкретные: наладить реэкспорт «голубого топлива».

«Такое ощущение складывается, что двое договариваются в надежде обмануть друг друга в конечном итоге, потому что и Литва, и Польша думают, что газ по газопроводу пойдет к соседу от него. В частности, они рассчитывают таким образом загрузить свои терминалы СПГ на полную мощность, потому что ни в Польше, ни в Литве за время существования терминалов они ни разу не загружались на полную мощность и стали обременением», — констатирует эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Будет еще забавнее, если Польша и Литва попытаются всучить друг другу российский газ. Либо трубопроводный, либо СПГ. Так GIPL может стать причиной конфликта между странами, которые его построили.

Автор: Алексей Ильяшевич

Источник: Свободная пресса, 01.05.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики