Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Международный арбитраж: во сколько обходится России европейская «справедливость» (видео)

Международный арбитраж: во сколько обходится России европейская «справедливость» (видео)

Запад пытается загнать Россию в угол не только санкциями, но и с помощью институтов международно-правового давления. В международных арбитражах идет оспаривание различных существующих договоров, поэтому российским компаниям надо быть готовыми к судебным тяжбам и не всегда справедливым решениям. Взять то же политически ангажированное решение по делу ЮКОСА. Оно стало первым в череде юридических войн. Во сколько обходится России европейская «справедливость»? Могут ли российские компании игнорировать решения международных судов? Эти вопросы обсудили эксперты в рамках эфира, организованного Медиагруппой «Патриот» и ФБА «Экономика сегодня».

Ощутимый экономический урон нанесло решение стокгольмского арбитража о выплате «Газпромом» около 4,63 млрд долларов «Нафтогазу». Российская компания была вынуждена заплатить 2 млрд в виде прямого долга и еще 2,6 млрд штрафов, чтобы продолжить транзит газа в Европу через Украину. Преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил, почему он считает это решение политически ангажированным. 

«Это исключительно политическое решение, тогда рассматривалось два дела. Одно — это контракт на поставку газа для Украины, и второе — транзит газа через Украину в Европу. И там и там претензии сторон друг к другу были одинаковые. «Газпром» заявлял, что «Нафтогаз» на протяжении всего действия контракта, с 2009 по 2019 год, не выбирает оговоренные контрактом объемы, поэтому украинская компания должна ему заплатить 80% стоимости газа. «Нафтогаз» же жаловался на то, что транзит российского газа меньше, чем прописано в контракте», — сказал эксперт. 

По сути, в стокгольмском суде оказались два одинаковых дела, вот только решения по ним он вынес разные: «Нафтогазу» невыполнение условий контракта — простить, а «Газпром» — наказать, объяснил Юшков. Вся эта история показала однобокость международной судебной системы, поэтому сейчас главная задача «Газпрома» — как можно скорее достроить «Северный поток — 2», чтобы закончить отношения с Украиной. Но, к сожалению, отметил эксперт, еще останется открытым вопрос с бывшей крымской «дочкой» «Нафтогаза» «Черноморнефтегазом», который был национализирован Россией после событий 2014 года. Здесь уже, считает эксперт, будет иск «Нафтогаза» или Украины к самой РФ — стоит ожидать межгосударственных разбирательств.

Но у России появился инструмент борьбы с различными исками — это недавно принятая поправка к Конституции, сказал член комитета Госдумы РФ по международным делам Антон Морозов.

«Мы ввели поправку в Конституцию, согласно которой международное право не должно противоречить национальному законодательству. Теперь мы можем игнорировать решения судов международной юрисдикции. Нужно четко регулировать нашу правовую защиту в международных судах, у нас есть случаи нарушения прав наших граждан за рубежом. Поэтому необходимо обеспечить им более серьезную защиту и предъявлять встречные иски», — заявил он.

Международное право перестало быть гарантом справедливости после распада СССР, считает доктор исторических наук, профессор Московской высшей школы Борис Шмелев. После 1991 года вместо него стали использоваться понятия, которые Запад наполняет удобным для себя содержанием.

«США думают, что сами могут определять правила игры. Конфликт неизбежен, поскольку Россия заявила о себе как о центре силы. Запад считает, что наша страна должна играть по их правилам. Но Россия никогда не будет младшим партнером. Компромиссов быть не может», — пояснил профессор.

По его мнению, перспектив для улучшения отношений нет, конфронтация по всем направлениям продолжится, но это не означает отсутствия сотрудничества по конкретным вопросам. Сейчас экономические отношения между Россией, Германией, Италией, Францией продолжают развиваться. Однако в условиях холодной войны и экономика, и международное право становятся заложниками политики, отметил Шмелев.

Автор: Анастасия Бережная

Источник: ФАН, 07.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики