Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Спасение Украины от дефицита топлива кроется в поставках из РФ

Спасение Украины от дефицита топлива кроется в поставках из РФ

Дефицит дизельного топлива может возникнуть на Украине по нескольким причинам, в том числе из-за санкций США, сообщил ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украине грозит полный дефицит нефтепродуктов. Прогноз озвучил коммерческий директор государственно компании «Укргаздобыча» Сергей Федоренко, подчеркнувший, что от негативного сценария Киев может спасти лишь договор о поставках с Российской Федерацией. 

Опасность возникновения дефицита в Незалежной сформировалась не впервые. В конце апреля 2021 года в компании «Укрзализныця» заявили о вероятном истощении запасов дизельного топлива, оценив объемы остатков.

Раньше данный вид топлива поступал в страну от российских производителей, при этом объем поставок составлял 50% от общего количества потребления, которое до 2020 года достигало 11,4 млн тонн, где 5 млн тонн приходилось на дизель. Около 34% ресурса приходило из Белоруссии.

«Теоретически можно из без Российской Федерации решить вопрос с поставками топлива. Однако это будет очень дорого – покупать ресурс в Турции или на мировом рынке у кого-то еще. Придется еще гнать топливо танкерами, потом его отгружать по железной дороге, например, из Одессы. 

Также Киев может просто покупать в Европе, в той же Польше, и везти автомобильным или железнодорожным транспортом. Вопрос стоит, скорее, в цене. Но более адекватное предложение на рынке есть у России», – прокомментировал заявление директора компании «Укргаздобыча» эксперт Игорь Юшков.

В мае текущего года украинская сторона может лишится еще некоторой части нефтепродуктов из-за технического обслуживания белорусского Мозырского нефтеперерабатывающего завода, а также остановки поставок с заводов «Роснефти».

«Москва продолжает пока продавать свое топливо, в частности дизельное, на украинский рынок. Проходит нефтепродуктопровод – очень эффективная артерия, где транспортная составляющая максимальная.

Труба проходит из России в Белоруссию, а из этой страны через территорию Украины в страны Восточной Европы, в том числе в Чехию и Венгрию. Киев берет из него небольшие объемы», – поясняет собеседник агентства. 

Украина живет на российском топливе

Нефтепродукты «Роснефти» поставлял на Украину международный трейдер Coral Energy через нефтеналивной терминал в Гомеле в объеме 100 тысяч тонн в сутки. По железной дороге трейдер отправлял около 15-20 тысяч тонн.

Однако в компании «Укргаздобыча» предположили, что Coral Energy по необъяснимым причинам «не будет выступать поставщиком, а если и будет, то не раньше июня». По словам Сергея Федоренко, из России в последнее время приходит гораздо меньше топлива: импорт от российских предприятий, а также из Белоруссии не превышает 40% от общей доли импорта дизельного топлива.

«Есть риски, что белорусские предприятия сократят поставки топлива на украинский рынок. Минск – один из крупных поставщиков, поэтому для Киева критично, если, например, Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод снизит объемы из-за нестабильной работы на фоне действия санкций Соединенных Штатов Америки.

Но пока продажи идут. На Украине также очень популярен российский сжиженный углеводородный газ. Он используется для бытовых нужд и автотранспорта. Такое приобретение также становится очень выгодным», – рассуждает эксперт.

Для Украины считается привычным, по заверению коммерческого директора «Укргаздобычи», когда 30-40% или даже 50% производства продукции «находится на территории страны, а остальное — где дешевле — там и купили». 

Подобная ситуация складывается с поставками бензина, где около 50% легального производства и легального потребления приходится на два основных завода страны. Благодаря такому подходу на Украине все было сбалансировано, участники рынка конкурировали, стараясь, по словам Федоренко, заинтересовать покупателя любым способами, в том числе ценой и маркетинговыми условиями.

Сейчас Москва, в свою очередь, стимулирует отечественные компании направлять топливо на внутренний рынок через сокращение экспорта на три месяца. Министерство энергетики РФ может поспособствовать перекидыванию части экспортных объемов потребителям.

Игорь Юшков полагает, что опадение поставок из Белоруссии вынудит украинское государство искать альтернативные источники, в том числе через диалог с Российской Федерацией о дополнительных тоннах топлива.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 07.05.2021  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики