Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У Путина могут быть проблемы с «трубой» и в России

У Путина могут быть проблемы с «трубой» и в России

Правительство решает, кто заплатит за газовый банкет

В России не хватает денег на программу газификации регионов в 2021—2025 годах. Об этом сообщил заместитель председателя правительства Александр Новак 12 мая. По словам чиновника, нехватку средств в правительстве оценивают в 700−800 миллиардов рублей. Искать их будут за счет оптимизации расходов или перераспределения средств внутри программы. Кроме того, деньги может выделить «Газпром» или региональные организации, которые владеют основными сетями. По словам Новака, «Газпром» уже зарезервировал 526 миллиардов рублей для реализации программы.

Александр Новак также сообщил, что ускоренному подключению к газу подлежит более двух миллионов домовладений в России. Ожидается, что доводка газа к домам будет проведена в течение 2021−2022 годов. Дополнительные финансовые источники будут понятны примерно к 1 июля, после завершения процесса инвентаризации и разработки графика догазификации населенных пунктов, где уже подключен сетевой газ.

Напомним, что бесплатно провести газ до земельных участков россиян пообещал в конце апреля президент РФ Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию. Он поручил правительству разработать соответствующий план, который предполагает создание единого оператора, несущего ответственность за проведение магистрали от газопровода до участка, а также разработку и введение в действие единых стандартов строительства газораспределительных сетей. 

В начале мая руководство «Газпрома» пообещало провести в России бесплатную газификацию частных домов, но только при соответствии некоторых условий. Так, площадь здания должна не превышать 300 квадратных метров, а участок — находиться не дальше 200 метров от газораспределительной сети.

Хотя власти пообещали, что бесплатная газификация не приведет к повышению тарифов, некоторые эксперты опасаются, что может произойти именно это. Специалист в области ЖКХ, директор Организации народного контроля Наталья Чернышева предположила, что «Газпром» может настаивать на повышении тарифов с 1 июля 2021 года, аргументируя это дополнительными расходами, чтобы компенсировать зарезервированные средства за счет потребителей.

Член ЦК КПРФ Сергей Нациевский считает, что программу газификации необходимо довести до конца, так как для значительной части населения это неподъемные расходы.

— Я неоднократно сталкивался с тем, что многие жители небольших населенных пунктов отказывались от газификации из-за дороговизны как самого газа, так и его подведения к дому. Условно говоря, бабушке проще купить машину дров на всю зиму, чем заниматься газификацией.

Трудность в том, чтобы не просто провести газовые сети до границы поселка, а еще и развести их внутри между домами. Кроме того, чтобы завести газ внутрь дома, нужно купить оборудование, заказать проект, получить согласование. Сейчас все это может обойтись потребителю в суммы в районе 500 тысяч рублей.

Понятно, что «Газпрому» не очень хочется заниматься газификацией внутри страны. Это затратно и не так выгодно, как продавать газ за границу. Хотя это позор, что мы — газовая страна, но до сих пор у нас остается множество не газифицированных населенных пунктов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что до 2024 года расходы на газификацию не будут перекладываться на потребителей. Однако основную часть затрат, вероятно, придется понести бюджету, а не «Газпрому».

— Вчера в рамках отчета правительства перед Госдумой прозвучало заверение о том, что тарифы на газ не возрастут и, как и раньше, будут индексироваться только на уровне инфляции, то есть деньги на ускоренную газификацию возьмутся не от потребителей. Насколько это правда, сказать сложно, но, вероятнее всего, в ближайшие годы существенного роста тарифов на газ не будет, потому что это может привести к существенному росту протестных настроений. Думаю, до 2024 года государство на это не пойдет, и тарифы будут индексироваться на уровне инфляции.

«СП»: — Действительно ли программа настолько дорогостоящая и на ее реализацию потребуется 700−800 миллиардов?

— По поводу стоимости сложно сказать, потому что непонятно, во сколько обойдется программа догазификации. Она подразумевает, что к сетям будут подключаться не новые населенные пункты, а дома в городах и поселках, куда труба уже заведена, но остаются потребители, к ней не подключенные. Программа «Газпрома» по доведению газовых сетей до границ населенных пунктов учитывается отдельно, и на нее будет выделено около 90 миллиардов рублей ежегодно.

Очень распространена ситуация, когда газопровод проходит в 100−200 метрах на соседней улице, и человеку выставляют счет в миллион рублей, а то и больше, чтобы довести трубу до границ участка. Конечно, у многих людей денег на это нет. Программа догазификации предполагает, что всем, кто подаст заявку на подключение, трубу доведут до участка бесплатно. Причем стоимость проведения оценивается из расчета 200 метров на домохозяйство.

Но не факт, что все потребители подадут заявку на эту газификацию, и государству придется тратить на это деньги. Многие не потянут газификацию даже в том случае, если у них под забором будет бесплатная труба. Потому что помимо этого нужно будет прокладывать газ уже непосредственно по участку, а это тоже недешевое удовольствие, примерно 2600 рублей за метр. И это только линейная часть.

Не у всех есть 100−200 тысяч для того, чтобы завершить газификацию, даже если газ пришел на участок. Нужно провести его по участку, завести в дом, поставить хотя бы самый простой котел, сделать внутри дома разводку и вентиляцию. Те, кто не смогут потянуть эту часть, не будут участвовать в программе, и государству или «Газпрому» не придется тратить на них деньги. Сейчас под это закладывается бюджет, но сложно сказать, сколько реально будет потрачено.

Пока что остается много неясных параметров — нужно определить сроки и детали. Но в целом это лучше, чем если бы такой программы не было вообще. Очень много людей получают шанс либо экономить на части затрат на газификацию, либо получить газ, который при других обстоятельствах они вообще бы не получили.

«СП»: — Откуда все же будут взяты деньги на реализацию программы — из бюджета, из ФНБ или от «Газпрома»?

— «Газпром» заявлял о том, что им нужны дополнительные средства на программу газификации. Получить их можно, закладывая в тариф, но так как власти пообещали, что этого не будет, остается вариант либо получить деньги из бюджета, либо совместить бюджетные средства со своими деньгами на текущие операции.

Скорее всего, будет выбран второй вариант, то есть совмещение бюджетных средств с газпромовскими. Тем более, что сейчас затратных проектов у компании становится меньше. Они достраивают «Северный поток-2», расширяют «Силу Сибири», но по ней в основном все сделано, а также строят газоперерабатывающие комплексы в Усть-Луге и в Амурской области. Вот, пожалуй, и все.

У «Газпрома» нет очередного «Потока», поэтому большие деньги высвобождаются. Но он не хочет направлять их на газификацию, потому что это менее рентабельная, а зачастую и вовсе не рентабельная история. Поэтому, скорее всего, полностью или частично затраты будут покрыты за счет выпуска каких-то ценных бумаг. В «Газпроме» уже говорили о том, что выпустят специальные бонды, продав которые получат деньги на газификацию. Не исключено, что эти бонды будут проданы государству. Таким образом будут выделены бюджетные деньги, чтобы не просто так давать их «Газпрому».

Вопрос денег очень актуален. Важно понимать, что это не бесплатная история и просто так никто ничего делать не будет. Нужно финансирование, поэтому, в конечном счете, хотя бы частично за программу газификации заплатит бюджет.

Автор: Мария Безчастная

Источник: Свободная пресса, 13.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики