Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: Лавров летит на север торговаться

«Северный поток-2»: Лавров летит на север торговаться

Дипломатические ведомства России и США начинают новую схватку за трубу

Тема «Северного потока-2» будет обсуждаться на встрече госсекретаря США Энтони Блинкена и российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, которая должна состояться 20 мая на полях министерской сессии Арктического совета в Рейкьявике. Об этом сообщил на брифинге высокопоставленный представитель американского Госдепартамента.

Отвечая на соответствующий вопрос, дипломат дал понять, что о трубопроводе Блинкен собирается говорить не только с властями Дании, которую посетит в ходе своего турне по Северной Европе (на этой неделе американский госсекретарь намерен также наведаться в Исландию и Гренландию), но и с российским коллегой Лавровым.

Главы внешнеполитических ведомств США и РФ ранее в телефонном разговоре договорились провести в исландской столице отдельную встречу для «рассмотрения ключевых вопросов двусторонних отношений и международной повестки дня». При этом глава Госдепа выразил желание поднять вопрос «Северного потока-2». 

Но что Лавров и Блинкен могут обсуждать, если позиции сторон давно известны?

В Вашингтоне говорят, что это «плохой проект». И как недавно заявила официальный представитель Белого дома Джен Псаки, в этом смысле отношение властей США к «СП-2» «неизменно».

Что, кстати, подтвердил и представитель Госдепартамента, сообщивший о планах главы ведомства. Он напомнил, что американское руководство рассматривает «Северный поток-2», как российский стратегический проект, который подрывает «европейскую энергетическую безопасность».

Нашу позицию многократно озвучивал президент России Владимир Путин. И она тоже не изменилась. Суть ее в том, что это исключительно коммерческий проект, не имеющий ничего общего с политической конъюнктурой. И его реализация отвечает национальным интересам всех стран-участников.

То есть, точки зрения у нас диаметрально противоположны. И что в таком случае здесь можно еще обсуждать, большой вопрос?

Между тем, гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов все же выразил надежду на то, что Вашингтон проявит гибкость по этой теме.

По его словам, «сам факт, что Блинкен хочет обсудить эту тему с Лавровым, вызывает осторожный оптимизм, поскольку раньше позиция американской стороны была в том, что вообще с Россией нечего обсуждать, этот проект надо, во что бы то ни стало остановить».

«Если Блинкен хочет обсуждать эту тему с Лавровым, понимая, что Россия не готова отказаться от этого проекта, то это позволяет надеяться, что у американской стороны есть какие-то заготовки, нацеленные на достижение компромисса», — сказал эксперт.

Разговор, как он считает, позволит «оценить степень гибкости новой администрации», и если таковая присутствует, «то ей следует воспользоваться».

Ведущий аналитик российского Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в свою очередь, не верит в то, что предстоящая российско-американская встреча позволит преодолеть имеющиеся противоречия:

— Думаю, что в Рейкьявике стороны просто еще раз озвучат свои позиции. Американцы будут говорить, что это плохой проект. Россия — что США проект политизируют, и что этого делать нельзя.

В этом плане, конечно, каждый останется при своем мнении. И ни к какой договоренности стороны не придут.

«СП»: — В чем тогда интерес американцев поднимать эту тему?

— Интерес такой. Они видят, что их санкции не работают. Все ограничительные меры, которые они планомерно, год за годом, вводили против «Северного потока-2» должны были остановить стройку. Остановили — на год. Потом Россия подготовила свои суда-трубоукладчики и продолжила реализацию проекта. На сегодняшний день строительство уже в завершающей стадии, осталось проложить чуть более 30 км в водах Германии, и около 120 — в водах Дании.

В мае возникла заминка из-за иска немецкой экологической организации Nabu, но 17 мая немецкий регулятор выдал разрешение на возобновление укладки трубопровода.

Раз санкции не работают, то американцы, я думаю, теперь хотят в идеале как бы выторговать у России что-нибудь — мол, тогда «мы не будем вам дальше палки в колеса вставлять».

Нынешних санкций никто, разумеется, не снимет. Но они могут попытаться сказать, что введут санкции против самих европейцев, и тогда разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию «вы не получите». А потом предложат на своих условиях договариваться по каким-то другим вопросам — по повестке безопасности, региональным каким-то проблемам… Дескать, тогда «мы против европейцев санкции свои вводить не будем», соответственно, против «Северного потока-2» новых санкций не будет.

«СП»: — Это играет какую-то роль?

— В реальности они не будут вводить санкции против Европы, иначе это испортит их отношения. А каких-то дополнительных санкций, которые бы не затронули Европу, но ударили бы по «СП-2» здесь придумать невозможно. Европейским компаниям и так запрещено строить. Запрещено финансировать.

Но финансирования было выделено до момента введения санкций, а стройку мы продолжаем своими силами. Что тут еще сделаешь? Ничего.

Поэтому в этом плане американцы просто хотят сохранить хорошую мину при плохой игре. Попытаться, как бы, обосновать достройку «СП-2» — мол, это они разрешили его достраивать. Хотя могли бы и запороть…

Россия, со своей стороны, тоже прекрасно понимает, что американцы не станут ничего предлагать, на что бы она согласилась. Поэтому непонятно, действительно, о чем здесь может быть договоренность.

На самом деле, я думаю, что встреча Блинкена и Лаврова ничего не решит. Но и на судьбу «Северного потока-2» не повлияет. Суда-трубоукладчики идут достраивать трубу. Американцы вводить санкции против Европы не будут, а Европа не будет присоединяться к санкциям США против «СП-2», потому что им самим, прежде всего, эта труба выгодна.

Диалог здесь весьма символический возможен. Я даже не исключаю, что они вообще «Северный поток-2» обсуждать не будут.

«СП»: — А вообще торг здесь уместен? Скажем: оставляете в покое газопровод, получаете возможность наращивать экспорт своего СПГ в Европу?

— Нет. Здесь, я думаю, возможности американских, да и российских властей управлять потоками газового рынка в Европу довольно ограничены. Американцы ведь сами как бы не направляют никуда СПГ. А задача властей их заключается в том, чтобы создать политическими инструментами благоприятные условия на рынке Европы для прихода туда сжиженного газа из США.

Американские власти хотят запереть Россию на украинском транзите, а потом этот транзит перекрыть. Соответственно, часть российского газа не дойдет до европейского потребителя, возникнет дефицит, вырастут цены и освободиться доля на рынке. Вот в чем миссия американского руководства. А уже по экономическим причинам туда и должен прийти американский СПГ.

В этом плане напрямую мы не можем торговаться за рынок Европы на политическом уровне. Потому что там экономические факторы довольно сильны.

И американцы считают, что не должны торговаться, что должны что-то такое сделать во благо собственным производителям. А России за это не надо ничего давать. Россию надо просто «давить, давить, давить». Именно поэтому здесь полноценного диалога между нашими странами не возникает.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 18.05.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики