Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Белоруссия обернут перемену мнения Еврокомиссии о БелАЭС в свою пользу

Россия и Белоруссия обернут перемену мнения Еврокомиссии о БелАЭС в свою пользу

Планы Еврокомиссии выделить 2,7 млн евро на поддержку государственных органов Белоруссии, контролирующих БелАЭС, выгодны Минску и Москве, рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с ФБА «Экономика сегодня».

Европейская комиссия планирует принять участие в укреплении потенциала департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС Белоруссии, для чего уже объявила тендер на поиск специалистов. Данное ведомство контролирует работу Белорусской атомной электростанции (БелАЭС). 

«Контракт предусматривает предоставление услуг для оказания поддержки регулирующим органам Белоруссии, с тем чтобы они могли развивать свои возможности и потенциал», пишет RT со ссылкой на соответствующий документ. Стоимость помощи европейских органов оценили в 2,7 млн евро.

Благодаря участию в проекте Еврокомиссия рассчитывает повысить качество надзора и регулятивного контроля за радиационной и ядерной безопасностью на атомной электростанции Белоруссии и ускорить разработку законодательных положений по организации работы ядерных установок.

«Сегодня уже понятно, что БелАЭС – надежный, нормальный и конкурентоспособный проект. Степень безопасности станции считается самой высокой в мире. При ее строительстве были учтены все нюансы, в том числе с поправкой на Фукусиму. 

Поэтому чем больше европейцев будет задействовано в контроле работы атомной электростанции в Республике Беларусь, тем лучше. Минску скрывать нечего, проект хороший», – оценил намерения Еврокомиссии эксперт Игорь Юшков.

Регулирующий европейский орган полагает, что в будущем департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС Белоруссии сможет нарастить потенциал для проведения независимых проверок и утверждения мер повышения безопасности собственными силами.

Еврокомиссия изменила стратегию

Европейский парламент несколькими месяцами ранее принял резолюцию для Еврокомиссии. Решение должно было обязать ее выполнять действия, направленные на саботаж запуска Белорусской атомной электростанции в рамках борьбы за безопасность прилегающих государств.

Отложить ввод в эксплуатацию европейцы предлагали до тех пор, пока белорусская сторона не выполнит все рекомендации Европейского союза и не повысит уровень безопасности. 

В рамках кампании от 2018 года, направленной против БелАЭС, группа европейских регуляторов организовала стресс-тесты для подтверждения высшего уровня безопасности станции.

Неоднозначная позиция Европарламента позволила Польше и Литве развернуть масштабную борьбу против станции. Согласно инициативе указанных государств, саммит Европейского союза, который прошел в декабре прошлого года, принял решение о блокировке импорта электричества в страны ЕС с атомных электростанций, которые находятся за пределами сообщества. Обусловлено оно уровнем безопасности, который якобы не соответствует требованиям ЕС.

Основными возмутителями спокойствия в этой истории, рассказал эксперт Игорь Юшков, остаются Польша и Литва, так как остальные государства нормально оценивают белорусскую атомную станцию.

«Претензий ни у кого нет. Атомную электростанцию уже проверяло Международное агентство по атомной энергии. К тому же проект не новый, он апробирован.

В Российской Федерации есть атомные станции, построенные по подобному проекту. Они работают нормально, к ним никаких претензий нет», – объяснил собеседник агентства. 

Внимание ЕС дает БелАЭС преимущество

Первый энергетический блок Белорусской атомной электростанции был выведен на 100-процентную мощность 13 января 2021 года. Позже в пресс-службе министерства энергетики республики отмечали, что энергоблок выработал первый миллиард киловатт-часов электроэнергии.

Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко после запуска заявлял, что начало работы атомной электростанции позволяет стране сэкономить около 750 тысяч долларов США.

«Все проверки позволят Белоруссии и России отбиваться от нападок Литвы и других государств, ссылаясь на положительное заключение Международного агентства по атомной энергии, отсутствие Европейского союза в целом и участие его надзорных органов в мониторинге ситуации на станции.

Следующим шагом Белоруссии и Росатома, помимо вовлечение европейских структур в контроль БелАЭС, должно стать требование о давлении на Литву. Минску стоит попросить признать закон этой страны об ограничении импорта электроэнергии из Республики Беларусь незаконным и противоречащим антимонопольному законодательству ради разрешения поставок», – добавил собеседник ФБА «Экономика сегодня».

В 2020 году страны Балтии договорились прекратить покупки электроэнергии у Белоруссии после запуска Белорусской АЭС. Как сообщало Министерство экономики и коммуникаций Эстонии, соглашение государство заключило с Латвией и Литвой, ограничив тем самым одного из игроков рынка.

Игорь Юшков отмечает, что все проверки, инициированные надзорными ведомствами Европейского союза, выгодны не только государственной корпорации «Росатом», но и стране в целом. 

Визиты иностранных специалистов на Белорусскую атомную электростанцию, построенную по российскому проекту, считает эксперт, показывают, что ничего страшного с ней не происходит и она не опасна для окружающих.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 23.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики