Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иллюзия борьбы с «Северным потоком – 2» лишает Украину будущего

Иллюзия борьбы с «Северным потоком – 2» лишает Украину будущего

Будущее украинской газотранспортной системы (ГТС) заключается в хранении газа, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Борьба с «Северным потоком – 2» дорого стоит Украине

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Киев будет бороться с «Северным потоком – 2» до тех пор, пока газопровод не начнет поставлять топливо на европейский рынок. Украинский политик считает, что теперь у «Северного потока – 2» больше шансов на окончание строительства. Кулеба таким образом отреагировал на заявление Джо Байдена, но назвал своим правилом борьбу до конца за национальные интересы Украины. 

Апокалиптичный тон Кулебы – если подойти к высказыванию «буквоедски», то запуск «СП-2» фактически означает конец национальных интересов Украины, – связан с тем, что в Киеве живут одним днем. Украинские политики не думают на два шага вперед, они хотят получать дивиденды здесь и сейчас и на основании этого выстраивают как экономику, так и внешнюю политику страны.

Никто не знает, что произойдет после того, как «Академик Черский» и «Фортуна» достроят «Северный поток – 2». Борьба не закончится на завершении строительства. Есть санкционное давление США, есть газовая директива ЕС, есть Третий энергопакет и призывы в ФРГ ввести мораторий на использование проекта, а также в итоге на выборах в бундестаг могут победить «Зеленые».

Только от Украины ничего не зависит, а национальные интересы данной страны заключаются в сохранении транзита российского газа. 

Здесь есть две временные отметки: 2022 год, когда «Северный поток – 2» будет достроен, и 2024 год, когда истечет срок пятилетнего контракта на транзит российского газа через Украину, подписанного в 2019 году в рамках пакетного газового соглашения.

Кулеба, а также другие украинские политики и чиновники постоянно высказываются о «СП-2», о борьбе с РФ и «Газпромом» и других вещах, но мало что говорят о стратегии Киева в условиях новой энергетической реальности.

«Северный поток – 2» лишит украинскую ГТС монопольного статуса. Даже если проект сразу не запустят, то его достройка означает, что европейский рынок обладает возможностью получать нужные объемы российского газа, не прибегая к услугам Киева.

Украина находится в газотранспортном тупике

«В «Газпроме» говорили о том, что какую-то часть газового транзита Украине следует оставить, но цифры в данной риторике крутились в районе 15 млрд кубов в год. Естественно, украинская сторона не соглашается на такие объемы», – констатирует Перов

В нулевые годы транзит российского газа через Украину находился в районе 120 млрд кубов газ и даже выше, но после 2009 года начал снижаться. Сыграли роль строительство «Северного потока – 1» и кризис во внешнеполитических отношениях Москвы и Киева в 2014 году.

По условиям соглашения 2019 года, «Газпром» обязался транзитировать через Украину 65 млрд кубов газа в 2020 году и по 40 млрд кубов в промежутке между 2021 и 2024 годами. После истечения сроков контракта у «Газпрома» появится возможность прекратить транзит газа через Украине, но в Киеве этот момент либо игнорируют, либо пытаются оправдать нереалистичными надеждами.

Первое место в Киеве занимает тезис «Запад нам поможет», затем следуют идеи вроде задействования украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) – однако непонятно, что украинцы собираются хранить без российского транзита, – а также кооперации с Польшей.

«Что касается российского предложения в 15 млрд кубов, то украинцы отмечают, что этого не хватит для поддержания работы национальной ГТС. Буквально на днях выступил глава компании «Оператор ГТС Украины» и признал, что сокращение российского транзита убьет эту инфраструктуру. В таких условиях Украине придется сократить большую часть мощностей», – резюмирует Перов.

Украинская ГТС выработала свой ресурс, самые новые участки трубы и газораспределительные станции построены еще в восьмидесятые годы с плановым ресурсом в 33 года. Сроки можно продлить, но это нельзя делать бесконечно, поэтому системе нужно обновление. Однако если российского транзита не будет, то в этом нет смысла: украинцам придется сдать ГТС на металлолом. 

ПХГ и минимальный транзит из РФ могут помочь Украине

«В Киеве надеются задействовать ПХГ – Украина по объему газовых хранилищ находится на втором месте в Европе после России. Сегодня они востребованы и заполнены больше чем на половину», – заключает Перов.

Услуги по хранению газа пользуются спросом в Европе, но, для того чтобы продолжать заниматься газовым бизнесом и модернизировать под новые реалии национальную ГТС, украинцам нужен стабильный источник сырья. В силу особенностей европейского рынка им может быть только Россия, любые альтернативные поставки носят характер политического популизма, а не экономических проектов.

«Украинцам остается только эта составляющая использования газотранспортной системы. Шансы на это увеличивает то обстоятельство, что часть российского транзита даже в современных условиях должна остаться у Украины», – констатирует Перов.

Еще Киев может поддержать конъюнктура: увеличение потребления газа в Евросоюзе и симметричный рост закупок в России. В любом случае газотранспортному будущему Украины мешает не «Северный поток – 2», а неконструктивная позиция политиков вроде Кулебы.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики