Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как углеродный налог в Европе изменит глобальные правила торговли

Как углеродный налог в Европе изменит глобальные правила торговли

Российские компании в Европе пугают новым углеродным налогом вплоть до ухода с рынка.

Эксперты Института проблем естественных монополий описали возможные убытки российских компаний от ввода углеродного налога в 2025 году и оценили их в 160 млрд. рублей в год.

В рамках стратегии по декарбонизации экономики и промышленности Евросоюз разработает механизм по взиманию платы за углеродный след от импортируемых в Европу товаров.

Брюссель хочет не только улучшить экологическую обстановку, но и защитить европейских производителей, которые проигрывают конкуренцию иностранным участникам рынка из-за повышенных расходов на оплату вредных выбросов.

Углеродный налог в первую очередь коснется предприятий транспорта и энергетики.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал для «Журналистской правды», как углеродный налог изменит европейский рынок.

«Для России история с углеродным налогом действительно довольно вредная и болезненная. Она предполагает отслеживание углеродного следа для всех товаров, которые продаются в Европе. Когда мы будем продавать наши нефть и газ, у них будет большой углеродный след, за который придется платить дополнительный налог. Российские компании будут платить его не в бюджет нашей страны, а Евросоюзу. Предполагается, что средства от углеродного налога пойдут в глобальные фонды для реализации климатических проектов. В любом случае эти деньги уйдут из России.

С одной стороны, нововведение будет постепенно сжимать наши рынки сбыта и снижать потребление нефти и газа в Европе. С другой стороны, любые другие товары, которые мы продаем европейцам, например, металлы, будут также иметь углеродный след. В энергобалансе России превалируют как раз углеводороды: нефть, газ и уголь, поэтому углеродный след у российских товаров будет относительно высокий. Вся наша продукция на европейском рынке станет менее конкурентоспособной, из-за чего может снизиться доля экспорта. Для России эти нововведения ничего хорошего не несут.

Для европейцев введение углеродного налога – это изменение правил игры на торговых площадках, изменение правил торговли в глобальном масштабе. Например, в Китае потребляют много угля и производят дешевую энергию, поэтому себестоимость товаров низкая. Эти более дешевые товары более конкурентоспособны на европейском рынке по сравнению с собственно европейскими товарами, которые производят из дорогой энергии возобновляемых источников, поэтому промышленный сектор в Европе постепенно умирал.

Теперь всё будет наоборот. Товары, произведенные в странах, где дешевая энергия добывается из традиционных источников, будут облагаться углеродным налогом. Если раньше традиционная энергетика была конкурентным преимуществом, то теперь она становится обременением. Возобновляемые источники энергии были обременением для европейцев из-за дороговизны производимой энергии, теперь они становятся конкурентным преимуществом, потому что, производя товар при помощи ВИЭ, не нужно платить углеродный налог. Вся глобальная торговля меняется с ног на голову. Конкурентное преимущество становится обременением. Для европейцев эта реформа очень выгодна.

Чем больше Европа будет развивать возобновляемые источники энергии, тем меньше она будет импортировать, например, газ. Но производители остаются, и им придется конкурировать, при этом снижая цену. Рынки будут сжиматься, конкуренция расти, цена снижаться. Таким образом европейцы получат дешевые углеводороды в течение периода, когда еще будут ими пользоваться. По крайней мере такова идея европейцев. Она зафиксирована в документе European Green Deal: к 2050 году отказаться от использования углеводородов как таковых и использовать только ВИЭ.

Здесь возникает вопрос, а смогут ли они выполнить эту программу. Раньше были подобные амбициозные планы. Зачастую постоянно переносились сроки. Volvo заявляла, что с 2018 года не будет выпускать машины с двигателем внутреннего сгорания, а только электрокары. Но до сих пор выпускает, хотя электрические версии появились. По планам Евросоюза возможна коррекция. Наверное, в ближайшие десятилетия (до 2050-2060 гг.) мир не откажется от углеводородов, скорее, будет развиваться межтопливная конкуренция.

Для России самый простой выход из ситуации: перенаправить объемы нефти, которые мы продаем европейцам, в другие страны (азиатские государства), которые не имеют столь радикальных программ отказа. По газу сложнее, потому что больше всего газа мы продаем в Европу. Но европейцы говорят, что им нужен водород, чтобы хранить энергию. Например, чтобы ночью производить из энергии водород, когда ветряк крутится, а потребления нет. Днем, когда, например, ветряк не крутится, водород будут обратно переводить в энергию. Такого водорода европейцам будет недостаточно, поэтому придется импортировать. Самый простой способ сделать водород – добыть его из метана, из нашего природного газа. Может сложиться ситуация, что мы будем делать водород из природного газа и продавать Европе. Газовая отрасль вполне может встроиться в новые реалии и продавать водород».

Источник: Журналистская правда, 27.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики