Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жертвой новых газовых санкций ЕС станут Германия, Польша и Литва

Жертвой новых газовых санкций ЕС станут Германия, Польша и Литва

Введение газовых санкций против Белоруссии невыгодно ЕС, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

В ЕС рассуждают о газовых санкциях против Белоруссии

Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас допустил введение санкций против транзита российского газа через Белоруссию. 

Ремарка Мааса является реакцией на инцидент с посадкой белорусскими властями лайнера Ryanair в Минске и была допущена на встрече глав МИД ЕС в Лиссабоне, но чиновник тут же добавил, что это «долгосрочная тема».

Первым о санкциях заговорил коллега Мааса из Великобритании Доминик Рааб, заявивший, что британские власти прорабатывают такой вариант развития событий и ведут диалог с коллегами из Евросоюза – напомним, что Лондон из объединения полностью вышел. 

Политика Великобритании, а вместе с ней и США, понятна – эти страны создают проблемы России и основное внимание уделяют газовой теме, в результате чего получилась привязка инцидента с лайнером Ryanair к газовому транзиту через Белоруссию.

«Главной магистралью, проходящей через Белоруссию, является газопровод «Ямал – Европа», обладающий мощностью в 33 млрд кубов газа в год. Еще в стране есть несколько газопроводов, это суммарно дает транзит 40-44 млрд кубов газа в год», – заключает Юшков.

«Ямал – Европа» проходит по маршруту от российского города Торжок до немецкого Франкфурта-на-Одере. Возведение проекта началось в 1994 году, а ввод в эксплуатацию состоялся в 1999 году. Кроме Германии данный газопровод также транзитирует газ в Польшу.

Владельцем белорусского участка (575 км) является компания «Газпром», а польского (683 км) – EuRoPol, совместное предприятие «Газпрома» и PGNiG, в Германии за трубу отвечает WINGAS – результат сотрудничества «Газпрома» и Wintershall. 

Если против белорусской газотранспортной системы введут санкции, эти предприятия понесут основные потери. Польша закупает у России чуть более 10 млрд кубов газа, поэтому ФРГ рискует потерять около 20 млрд кубов дешевого транзита.

«Последние данные есть за 2019 год, когда транзитом через Белоруссию прошло 44 млрд кубов. С учетом того, что «Газпром» транспортирует в дальнее зарубежье порядка 190 млрд кубов газа, это где-то четверть транзита», – констатирует Юшков.

От такого решения пострадают Польша и Литва

Западные угрозы не конкретизированы: сначала в ЕС говорили только про «Ямал – Европу», а затем предложили запретить весь транзит газа через Белоруссию. В таком случае кроме Польши пострадает и расположенная рядом Литва.

«Литва получает большую часть потребляемого газа из Белоруссии, но по обычным газопроводам, а не через «Ямал – Европу». Если перекрыть магистральный газопровод, то потери понесет польская сторона. Польша не только получает газ через «Ямал – Европу», но и зарабатывает хорошие деньги с транзита, потому эти решения не по нраву Варшаве», – резюмирует Юшков.

У поляков два типа закупок газа через «Ямал – Европу»: напрямую у «Газпрома» и по виртуальному реверсу из Германии, когда Варшава выкупает экспортные объемы у немецких компаний и оформляет их как сырье, поставленное не из России. 

По такой же схеме работает украинский реверс, но у поляков присутствует реальный экономический интерес. В ФРГ российский газ поставляется по более низким ценам, что стало причиной многих судебных разбирательств между «Газпромом» и польской стороной.

«В случае оформлениях этих санкций как решения ЕС польская сторона выступит против. Для Варшавы это прямые экономические потери и срыв подготовки к отопительному сезону: поляки могут вообще замерзнуть и остаться без электричества. Мощности СПГ-терминала в порту Свиноустье не способны компенсировать объемы, которые идут в Польшу из России», – заключает Юшков.

Поляки собираются заменить российские поставки на норвежский газ из трубопровода Baltic Pipe, но это произойдет только после 2023 года, когда завершится долгосрочный контракт между «Газпромом» и польской компанией PGNiG.

«Когда дело выйдет за рамки политических заявлений и дойдет до рассмотрения реальных политических последствий, ЕС должен отказаться от введения санкций, ведь они нанесут вред многим европейским государствам», – констатирует Юшков.

История основана на двойных стандартах

Инцидент с лайнером Ryanair не связан с транзитом российского газа. Во-первых, это разные проблемы, а во-вторых, Белоруссия не нарушила никаких международных правил. Государства имеют право на досмотр воздушных судов, а что касается ареста пассажиров, то Госдеп США публично заявлял о наличии у себя такого права в отношении Эдварда Сноудена.

Еще был прекрасный инцидент с посадкой украинским истребителем лайнера «Белавиа» для ареста находившегося в нем пассажира, но западные партнеры не говорили тогда о перекрытии газового транзита через Украину: налицо популизм и двойные стандарты.

«Самое главное, введением таких санкций европейцы белорусов не накажут. Белорусская газотранспортная система принадлежит «Газпрому», поэтому есть транзит или его нет – Минск напрямую не получает денег с газотранспортных операций», – резюмирует Юшков

Таким образом, объектом этого газового давления являются не белорусские, а российские интересы.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 28.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики