Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Степашин взялся за Минэкономразвития

Степашин взялся за Минэкономразвития

Экономические прогнозы, которые давало правительству Минэкономразвития в 2009 году, были «недопустимо недостоверными». С таким заявлением по итогам аудиторской проверки выступил в минувшую пятницу замглавы Счетной палаты Валерий Горегляд. Эксперты напоминают, что столь же низка точность экономических прогнозов Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.

«В 2009 году Минэкономразвития не выполнило задачу по обеспечению достоверности прогнозирования», – заявил Валерий Горегляд. При этом он сослался, в частности, на отклонения от первоначального прогноза ВВП России в прошлом году, которые составили 14,6% при допустимой погрешности не более 0,5% в ту или другую сторону. Действительно, в 2009 году возглавляемое Эльвирой Набиуллиной Минэкономразвития занималось перманентным пересмотром прогноза ВВП страны. Первоначально предполагалось, что отечественная экономика вырастет на 6,7%. После того как мировой кризис стал для России фактом, было решено исходить из расчетов, что ВВП уйдет в минус на 2,2%. Но и этот результат оказался промежуточным. В конце концов Минэкономразвития объявило, что спад ВВП составит 8,5%. В действительности по итогам 2009 года российская экономика сократилась на 7,9%.

Не угадало Минэкономразвития и показатель инфляции, правда, ошиблись чиновники в лучшую сторону. Сначала ведомство прогнозировало прошлогодний рост цен на уровне 11%. Кризис обернулся резким падением спроса на рынке, что явилось важным фактором сдерживания цен, которые выросли только на 8,8%.

В материалах проверки Счетной палаты руководство Минэкономразвития критикуется за приостановку формирования сводного доклада об исполнении «основных направлений деятельности правительства». По мнению Горегляда, из-за этого в закон о бюджете в течение года постоянно вносились изменения. По сути, делает вывод аудитор, «управление экономикой и бюджетной системой осуществлялось в ручном режиме».

Стоит отметить, что Минэкономразвития не первое ведомство, которому Счетная палата предъявляет претензии за просчеты в период кризиса. В начале весны коллегия Счетной палаты рассмотрела итоги проверки Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), возглавляемой Владимиром Миловидовым. И сейчас эксперты находят много общего в выводах этих двух проверок. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов выразил недоумение, в связи с чем Счетная палата, в функции которой входит контроль за законностью расходования госсредств, вдруг решила погрузиться в эту проблематику. «Социально-экономические прогнозы – самое сложное. Никто и никогда их точно не делает. Не пойму, зачем Счетная палата этим занялась», – подчеркнул политолог.

С таким выводом согласен и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. «Выявлять ошибки в экономических прогнозах в полномочия Счетной палаты не входит. Зря аудиторы в это дело влезли», – сказал он. По словам Ясина, прогнозы могут быть в большей степени достоверными при стационарной работе экономики. В период кризиса все рушится.

Вместе с тем Симонов напоминает, что прогнозы Минэкономразвития традиционно оказываются несколько оптимистичнее реальности. Официальные прогнозы ориентированы на инвесторов, которым нужны позитивные сигналы, чтобы активнее вкладывать деньги в российскую экономику. Со своей стороны, первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин подтверждает: Минэкономразвития находится под давлением правительства, для которого важно настраивать население на оптимистический лад. Прогноз для России почти целиком зависит от прогноза мировых цен на нефть, угадать динамику которых едва ли возможно. С прогнозами ошибаются все, даже такие авторитетные международные институты, как МВФ или Всемирный банк.

Автор: Игорь Наумов

Источник: Независимая газета, 30.08.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики