Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Крупные компании России не будут поставлять нефть в Белоруссию, их место займут более мелкие игроки

И. Юшков: Крупные компании России не будут поставлять нефть в Белоруссию, их место займут более мелкие игроки

С 3 июня 2021 года Министерство финансов США возобновит действие рестрикций в отношении компаний "Белорусский нефтяной торговый дом", "Белнефтехим". Такие действия применяются в связи с инцидентом с самолетом компании Ryanair, который произошел 23 мая. Эмбарго затронет девять госпредприятий Белоруссии, которые были освобождены из-под действия ограничений серией генеральных лицензий Минфина.

Ситуацию Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

- Вопрос поставок нефти на Новополоцкий НПЗ (Нафтан) теперь становится политическим. Россия сама находится под санкциями США и теперь противодействовать давлению Вашингтона на белорусскую переработку для Москвы дело принципа.

Однако крупные российские нефтяные компании не хотят подставляться и идти на нарушение запретов США, иначе они попадут под вторичные санкции. Ранее мы видели, что трейдерские структуры Роснефти попадали под эмбарго за операции с венесуэльской нефтью, после чего российская компания дистанцировалась от венесуэльских активов.

Фактически Нафтан сейчас оказывается в состоянии Крыма, когда Россия санкции не признает, но крупные компании там не работают. Соответственно и выход может быть аналогичным: крупные компании, работающие на мировом рынке, не будут поставлять нефть на Новополоцкий НПЗ, но их место займут российские предприятия, не имеющие контактов с иностранными структурами. Либо будет создан специальный экспортер, который будет покупать нефть на российском рынке и экспортировать ее на Нафтан. Либо поставками будут заниматься несколько российских небольших компаний. Все расчеты при этом будут проходить либо в рублях, либо в евро, чтобы операции не были заблокированы американскими регуляторами, что происходит при расчетах в долларах.

Кстати, мы видели подобную схему в случае с «Северным потоком-2». Суда трубоукладчики оформлялись на неизвестные ранее ООО или фонды, у которых нет ни счетов в долларах, ни заказов на международном рынке. Говоря проще, на те компании, которые не жалко потом закрыть. Да, они попадут под санкции США, но это никак не влияет на их деятельность. Так же может быть и в случае с Нафтаном.

Но в этой истории есть еще две проблемные точки. Во-первых, и Москва и Минск пытаются использовать ситуацию для получения выгодных условий торговли. Белорусская сторона будет указывать на то, что она теперь под санкциями и нефть для нее должна быть дешевле. Причем если стороны не договорятся по цене и поставки остановятся, то это будет расценено так: "Москва подчинилась санкциям США". Соответственно, это существенные имиджевые потери для России. А Москва будет настаивать на обратном: новая схема поставок более сложная и предполагает санкционные риски, а за риски нужно доплачивать. Поэтому цена на поставляемую на Нафтан нефть должны быть больше. Поэтому переговорный процесс о поставках нефти на Нафтан идет довольно сложно. И даже после встречи президентов двух стран Владимира Путина и Александра Лукашенко мы пока не видим решения.

Во-вторых, остается вопрос о судьбе нефтепродуктов с Новополоцкого НПЗ. Часть из них может поставляться на внутренний рынок, что-то все равно предполагается экспортировать. Но покупатели опасаются приобретать нефтепродукты у подсанкционных белорусских структур. Возможно, что они будут поставляться в Россию, а аналогичные объемы передаваться какой-либо белорусской компании (возможно вновь созданной и не входящей в санкционные списки США) в российских портах. На практике это будет выглядеть как расширение схемы экспорта белорусских нефтепродуктов через российские порты.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 01.06.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики