Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политизация энергетического сотрудничества, как пример неудачного решения с любой точки зрения

Политизация энергетического сотрудничества, как пример неудачного решения с любой точки зрения

Эксперты из США и Германии обсудили беспокойство Вашингтона в отношении "Северного потока — 2". Речь шла, в частности, и рисках для украинской и европейской энергобезопасности, говорится в сообщении, распространенном пресс-службой администрации президента США.

Ранее Белый дом констатировал, что помешать строительству газопровода теперь сложно, поскольку он практически достроен. Как известно, администрация Джо Байдена отказалась от новых санкций против компании Nord Stream 2 AG, реализующей российский проект, объяснив это национальными интересами США. Однако затем Вашингтон ввел ограничительные меры против российских организаций и 13 судов по проекту газопровода. В частности, против "Морской спасательной службы", "Мортранссервиса", Самарского Теплоэнергетического имущественного фонда, "Коксохимтранса".

Напомним, что СП-2 предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. В России неоднократно призывали прекратить упоминать "Северный поток — 2" в контексте какой-либо политизации, так как это коммерческий проект, выгодный как России, так и Евросоюзу.

При этом эксперты подчеркивают,что прямой возможности влиять на газопровод СП-2 у США уже не будет. Так или иначе, но проект завершат. И Россия, по мнению ряда аналитиков, гипотетически сможет с большими или меньшими потерями отказаться от транзита газа через украинскую ГТС. Украина в этом случае окажется перед дилеммой: ещё больше ограничить торговые связи с Россией или попытаться пойти на дополнительные компромиссы, в том числе обеспечить себе выгоду от европейского запрета на заполнение трубы газом одного поставщика (для чего придётся отделить друг от друга экономику и политику).

Действительно, единственное, что могут предпринять противники СП-2 после ввода газопровода в эксплуатацию — использовать европейское антимонопольное регулирование. Интересно при этом, что по некоторым данным, между акционерами проекта ("Газпромом",с одной стороны и Wintershall, E.ON Ruhrgas, Nederlandse Gasunie и GDF Suez с другой) существует внутренний конфликт. Якобы европейские партнеры требуют от россиян существенного уменьшения её доли, то есть фактической передачи СП-2 под их управление и в их собственность.

По слухам, аналогичные требования распространяются и на первый "Северный поток", который могут заставить работать на 50% своей проектной мощности, отменив после осенних выборов в бундестаг прошлогоднюю поправку, выводящую "СП-1" из-под действия норм Газовой директивы ЕС сроком на 20 лет, до 2039 года. Впрочем, даже половинная загрузка газопровода не является, по мнению экспертов, катастрофой для Газпрома.

Кстати говоря, вроде бы Варшава готова предложить Берлину газопровод Baltic Pipe вместо "Северного потока-2". Как заявил недавно пресс-секретарь польского правительства Петр Мюллер, "европейская солидарность в этой области должна быть однозначной".

Baltic Pipe планируют запустить в 2022 году, его емкость пока не разглашается, но в 2001-м оговаривалось, что она составит не менее пяти миллиардов кубометров в год.

В эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил, почему Baltic Pipe не может быть заменой "Северному потоку–2".

"Непонятно, как вообще можно сравнивать Baltic Pipe и "Северный поток-2". Baltic Pipe – это труба, максимальная мощность которой может достигать только 10 миллиардов кубов, а "Северный поток–2" – это 55 миллиардов кубов. Кроме того, Baltic Pipe – это труба с очень ограниченной ресурсной базой. Она идет из Норвегии, а там добыча газа не растет и вскоре будет уменьшаться, потому что падает добыча на старых месторождениях, а новые не вводятся в эксплуатацию, не инвестируются – норвежцы считают, что слишком низкие цены на европейском газовом рынке, чтобы новые месторождения разрабатывать. Вообще стоит вопрос, чем заполнять этот Baltic Pipe – в отличие от "Северного потока-2", который имеет практически неограниченную ресурсную базу", – сказал Игорь Юшков.

Кроме того, по его словам, объема Baltic Pipe хватит только для самой Польши, если она откажется от российского газа, о чем постоянно заявляет.

"Это довольно лукаво со стороны поляков говорить, мол, Baltic Pipe все доставит Берлину. Baltic Pipe должен быть полностью загружен только для нужд Польши к 2022 году, потому что они заявляют, что откажутся от закупок российского газа. А чтобы чем-то его заменить, надо исключительно для Польши загрузить эту трубу. То есть там не будет лишних объемов. Поэтому, как ни крути, это исключительно лукавое заявление", – заключил Игорь Юшков.

Наконец, буквально на этой неделе Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов Дании отозвал разрешение, выданное управлением по охране окружающей среды на строительство Baltic Pipe. Основанием для такого решения стало, что агентство по охране окружающей среды недостаточно изучило вопрос о защите дикой природы при прокладке трубопровода.

В общем, альтернативы СП-2 не предвидится. А введение санкций после завершения его постройки наносит удар вовсе не по России, а в первую очередь по Германии. Единственная сторона, способная оказать санкционное влияние на РФ – это сам Евросоюз. Однако, являясь не только главным интересантом взаимодействия с Россией, но и очевидным сторонником деэскалации локальных конфликтов, ЕС на такой шаг вряд ли пойдёт.

Хотя, если на выборах в Германии победят "зеленые" (которые являются принципиальными и категорическими противниками проекта) картина может и поменяться. Однако пока об этом можно говорить только в теории.

Показательно, что как бы на смену скандала вокруг "Северного потока", в информационном пространстве возникает новый сюжет — глава МИД ФРГ заявил на днях о возможности ввести санкции, блокирующие транзит газа через Белоруссию по трубопроводу "Ямал-Европа". Эти средне- или долгосрочные санкции по мнению западных политиков нанесут серьезный урон и Белоруссии, и России с перспективой направить недовольство пострадавших крупных российских производителей газа против существующей власти.

Но и в этом случае под ударом окажется экономика стран-инициаторов. В топливно-энергетическом балансе ФРГ российский газ занимает 26,6%. Причем в первом квартале 2021 года его доля продолжала увеличиваться, вытесняя нефть и компенсируя сокращение производства на АЭС. Ни норвежский, ни катарский, ни тем более американский СПГ заменить российские поставки не в состоянии ни по объёмам, ни по стоимости. Загрузка украинской ГТС в обход Белоруссии повысит цену газа для конечного потребителя в Германии на 10-15%, что мгновенно скажется на политической стабильности государства.

По всему выходит, что совет Москвы не политизировать энергетическое сотрудничество, самое дельное, что можно предложить. Как говорят в таких случаях, хорошое решение удобно для всех.

Источник: Politanalitika.ru, 03.06.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики