Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: после слов Путина остановить «СП-2» не сможет даже «зеленый» канцлер

Митрахович: после слов Путина остановить «СП-2» не сможет даже «зеленый» канцлер

Владимир Путин в своем выступлении на ПМЭФ сообщил, что укладка первой нитки «Северного потока – 2» завершена, вторая нитка будет готова через 1,5-2 месяца.

Путин подчеркнул, что через «Северный поток – 2» немецкие потребители будут получать газ дешевле, чем через газопроводы, проходящие по территории других стран. Президент также заявил, что с экологической точки зрения российский газ – самый чистый в мире.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал «Журналистской правде», когда будет введен в эксплуатацию «Северный поток – 2» и могут ли появиться еще какие-то препятствия на пути газопровода.

«Основные проблемы со строительством уже решены. Сейчас необходимо сварить соединение частей первой нитки «Северного потока – 2». Путин сказал, что на это может потребоваться порядка 10 дней. Если будет хорошая погода, судно «Фортуна» может справиться и за неделю. В любом случае это небольшие сроки. Потом начнутся пусконаладочные работы, которые могут занять несколько месяцев. Параллельно необходимо достроить вторую нитку «Северного потока – 2», там осталось несколько десятков километров. Строительством занимается «Академик Черский». Не исключено, что удастся присоединить «Фортуну» к этой работе после завершения сварочных работ. После этого в течение нескольких месяцев можно ожидать завершения стройки второй нитки. Путин оценил сроки в два месяца. Летом погода хорошая, хотя бывают эксцессы во время стройки, не связанные с погодой.

В дальнейшем могут быть риски. От эскалации санкционного давления США отказались, поскольку это ведет к излишней конфронтации по линии Вашингтон-Берлин, которую Америка не может себе позволить сейчас. Риски может создать новое правительство Германии, которое будет сформировано по итогам сентябрьских федеральных выборов. По опросам популярность имеет партия «зеленых», выступающая против проекта СП-2. Не исключено формирование правительства под руководством нового «зеленого» канцлера, который может вставлять палки в колеса проекта. Вместе с тем нужно понимать, что стройка возможно уже будет завершена к тому времени, потому противодействовать проекту будет сложнее. Кроме того, вряд ли правительство будет однопартийное. Скорее всего, будет сформирована политическая коалиция, в которой будут другие партнеры. Например, партия христианских демократов, которая будет выступать за продолжение работы по проекту. «Зеленым» придется учитывать мнения партнеров по коалиции и мнение бизнеса, который вложился в проект, в инфраструктуру на территории Германии и на территории Чехии. В случае отказа от СП-2 будут судебные иски, поэтому правительство Германии будет считаться с проектом, даже если его возглавит «зеленый» канцлер.

В дальнейшем нас ждет эпопея по выводу «Северного потока – 2» из-под антимонопольного регулирования. Дело в том, что по измененным в 2019 году нормам права Евросоюза СП-2 попадает под антимонопольное регулирование, под третий энергопакет. Для того, чтобы его вывести и эксплуатировать на полную мощность тоже потребуется время.

Думаю, у Германии экономический интерес к проекту сохранится, потому что появится возможность контролировать транзит газа в регионе Центральной Европы и поставки газа в Восточную Европу и даже на север Италии. Интерес Германии поможет вывести проект из-под антимонопольного регулирования. Такие схемы существуют: можно проводить аукционы на бронирование мощности, организовать виртуальный хаб в Балтийском море, продавать газ на выходе с территории России. Варианты существуют, но их придется оформлять через процедуры, что тоже займет время».

Опубликовано: Журналистская правда, 04.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики