Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Нечем платить за армию". Кто угрожал терактами на газовой трубе Украины

"Нечем платить за армию". Кто угрожал терактами на газовой трубе Украины

После завершения строительства "Северного потока — 2" на украинских трубопроводах возможны провокации, предупреждает глава МВД республики Арсен Аваков. В правительстве Германии тем временем призывают сохранить транзит через подконтрольную Киеву транспортную инфраструктуру. Ранее Владимир Зеленский жаловался, что изменение маршрута поставок лишает финансирования вооруженные силы страны. Кто и когда угрожал терактами на газовых магистралях и кому нужно по-прежнему перекачивать голубое топливо через Украину, разбиралось РИА Новости.

"Так строили в СССР"

Опасениями Аваков поделился после учений в Харьковской области: "Мы ожидаем, что будут провокации и попытки терактов на наших участках газопровода, а потом скажут: "Ну, видите, вот — поэтому пускаем через "Северный поток — 2". Но органы усилят реагирование, заверил министр. 
Комментируя чрезвычайные происшествия на трубопроводе, украинские чиновники и политики не раз рассуждали о диверсиях. Так, в январе 2021-го под городом Лубны Полтавской области прогремел взрыв на нитке Уренгой — Помары — Ужгород. Последовала перепалка в соцсетях: оператор "Лубныгаз" попросил проверить депутата Верховной рады VIII созыва Игоря Мосийчука на причастность к аварии. 
 
Мосийчук не остался в долгу — заявил, что "в поле под Лубнами действительно имела место диверсия". "Под крышеванием "Лубныгаза" проходила несанкционированная врезка в магистраль с целью кражи газа и газоконденсата и дальнейшей продажи на своих незаконных заправках в Лубнах", — обвинял политик.
 
В сентябре 2020-го рванул газопровод в Киевской области. Местные власти сообщили, что разгерметизировалась магистраль Уренгой — Помары — Ужгород. По информации "Оператора ГТС", авария произошла на направлении Киев — Западная Украина, впрочем, тоже входящем в систему, перекачивающую российский газ в Европу. Версий о теракте не выдвигали. 
 
Автомобили и сотрудники аварийно-спасательных служб на месте аварии в поселке Чабаны на Украине, где произошла разгерметизация газопровода Уренгой — Помары — Ужгород"
Даже заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко, часто упоминавший "руку Кремля", на этот раз обратил внимание на состояние инфраструктуры: "Оператор ГТС Украины" должен немедленно сделать выводы и провести техническое обследование трубопроводов. Газопроводы, проложенные в 60-70 х годах прошлого века, не становятся надежнее".
 
Компания, отвечающая за трубу, винила советских строителей. "Случается нехватка кольцевых сварных стыков. Это и называется "строительный брак". Во времена СССР так, к сожалению, работали", — цитировали СМИ исполняющего обязанности главного инженера "Оператора ГТС" Ивана Самченко.
 
В 2014-м столб пламени поднялся в Полтавской области, над веткой Уренгой — Помары — Ужгород. И тут уже ключевой версией стал теракт. Аваков приводил слова местных жителей, которые слышали два сильных хлопка. А глава Ивано-Франковской области Андрей Троценко информировал, что в Прикарпатье произошло целых три взрыва на трубопроводе.
 
Премьер-министр страны Арсений Яценюк уверял, что это были попытки террористических атак — злоумышленники хотели дискредитировать Украину как надежного транзитера.
В том же году о желании устроить диверсию на ГТС открыто рассказал лидер "Правого сектора"* Дмитрий Ярош: "Россия зарабатывает деньги, перегоняя нефть и газ на Запад через нашу трубу, — поэтому мы ее уничтожим, лишив врага источника финансирования".

Инвестиции не предполагаются

Возможное снижение объемов, связанное с пуском "Северного потока — 2", вызывает беспокойство за будущее украинской газотранспортной системы. Глава компании-оператора Сергей Макогон в начале июня сообщил, что эксплуатация "трубы" обходится в миллиард долларов ежегодно. Он объяснил: "Для Украины экономически нецелесообразно за средства украинских потребителей поддерживать такую масштабную инфраструктуру без долгосрочного транзитного контракта "качай или плати". И призвал забронировать мощности на ближайшие 15 лет. 
 
О проблемах говорили задолго до начала строительства "Северного потока — 2". Еще в 2009-м кабинет министров принял Концепцию развития, модернизации и переоснащения газотранспортной системы. "Техническое состояние подземных хранилищ газа (ПХГ), отработавших с начала закачки газа в пласт от 20 до 44 лет, не удовлетворяет требованиям их эксплуатации", — указывали в документе.
 
"Значительная изношенность ГТС приводит к увеличению с каждым годом затрат на восстановление основных средств" — выводы были неутешительные. А перспективы — отнюдь не радужные.
 
Все эти годы искали желающих вложить деньги в ГТС. В 2018-м Тило Виланд, член правления немецкой Wintershall, имеющей доли в российских газовых компаниях, рассказал о значительных финансовых вливаниях, необходимых украинской "трубе": "Система построена порядка 40 лет назад. Нужны серьезные инвестиции, чтобы довести ее до современных стандартов". 
 
Киев обращался к западным партнерам, однако те соглашались только консультировать. "Даже при оптимистичном развитии событий инвестиций они не предполагают, — комментировал в 2018-м переговоры с европейцами Юрий Витренко, исполнительный директор "Нафтогаза Украины". — Речь идет исключительно о консорциуме по управлению ГТС, в котором их компании помогут украинскому оператору".
 
Присутствие иностранцев, по его словам, требовалось для того, чтобы "обеспечить соответствующее давление с европейской стороны на Россию и продолжить транзит".

Инструмент политики

Международную поддержку Киеву как транзитеру оказал Берлин — правда, только на словах. Представитель германского правительства Штеффен Зайберт заявил: "Важнее всего то, что с запуском "Северного потока — 2" Украина должна сохранить статус транзитера газа. 
 
Ранее президент Владимир Зеленский жаловался делегации конгресса США, что достроенный "поток" лишает Киев трех миллиардов долларов дохода. "Нам нечем будет платить за украинскую армию", — аргументировал он. А в украинских СМИ рассказывали, что задолженность Киева перед собственными военными достигла почти миллиарда гривен (2,7 миллиарда рублей).
 
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович считает, что на Украине начался "перспективный поиск виноватых". "Киеву пришлось дезавуировать заявления Яроша в 2014-м — тогда украинское правительство уверяло в надежности пути через республику. Теперь же счастье ускользает из рук, нет гарантий загрузки ГТС на долгий срок, остается пенять на то, что могут приехать из ДНР-ЛНР или России и что-то тут устроить. Это попытка поднять ставки в игре: дескать, СП-2 еще не ввели в эксплуатацию, случись что у нас — вы все умрете без газа, поэтому придите к нам на поклон".
 
Одако разговоры о том, что с украинской ГТС все плохо, работают в пользу России, полагает Митрахович. "Слова из Берлина о необходимости сохранения украинского транзита — не более чем фигура вежливости. Германии украинская ГТС не нужна. Просто Меркель, например, поддержала Майдан и чувствует какую-то долю ответственности за это — впрочем, очень маленькую, намного меньшую, нежели видят в Киеве". 
 
К власти в Германии идут "зеленые", которые уже показывают радикальный настрой — выступают за поставки оружия Украине. Возможно, Киев надеется, что на Россию будут давить, но, по мнению эксперта, в вопросе энергетики немцы категоричны лишь до поры до времени.
 
"Во всем мире на волне недовольства антиковидными ограничениями лидерство сейчас переходит к оппозиции. Ну выиграют они выборы, и что — скажут немецкому бизнесу: закрывайте "поток", в который вы вложили столько денег? Давайте поддерживать Киев оружием? Общественное мнение может отвернуться. Тем более правительство формируют коалиционно — с привлечением других партий", — напоминает Митрахович.
 
"Если в Киеве говорят о возможных терактах, то от них и следует ждать взрывов, — полагает российский политолог Олег Бондаренко. — Но для Украины это самострел, который ничего не даст".
 
Текущий транзит обеспечен контрактом на поставку газа до 2024 года, это источник пополнения украинского бюджета. И ГТС нужнее самой Украине, подчеркивает эксперт. А заявления из Берлина — лишь ритуальные формулы для успокоения Киева.

*Организация признана экстремистской и запрещена в России.

Автор: Антон Лисицын

Источник: РИА Новости, 08.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики