Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливный рекорд России вызовет зависть дефицитной Украины

Топливный рекорд России вызовет зависть дефицитной Украины

Рекордный объем запасов бензина и дизельного топлива в России стал результатом совместной работы ведомств по предотвращению роста цен, рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня».

Объем запасов дизельного топлива и бензина в Российской Федерации достиг рекорда впервые по состоянию на период с 26 мая по 2 июня 2021 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на копию протокола биржевого комитета Федеральной антимонопольной службы (ФАС). 

Мониторинг внутреннего рынка топлива проводит специализированный комитет, куда входят представители ФАС, Министерства энергетики России и нефтяных компаний, которые, как заявили в антимонопольном ведомстве, изменили планы по реализации нефтепродуктов в сторону повышения.

Начало июня демонстрировало «высокий уровень запасов бензинов и дизельного топлива, превышающий показатели 2020 и 2019 годов», говорится в протоколе биржевого комитета ФАС. Таких объемов, полагают в ведомстве, хватит «для удовлетворения спроса». Если верить информации, представленной Центральным диспетчерским управлением топливно-энергетического комплекса, речь идет о 1,64 млн тонн автомобильных бензинов, а также о 2,74 млн тонн дизельного топлива.

«Минэнерго и ФАС активно договаривались с нефтяниками на протяжении фактически всей весны, чтобы те меньше экспортировали сырья, насыщали внутренний рынок, не спешили или как-то аккуратно проводили профилактику на нефтеперерабатывающих заводах», - прокомментировал информацию ФАС эксперт Игорь Юшков

Цель повысить запасы автомобильного бензина к маю текущего года до 1,6-1,7 млн тонн перед нефтяными компаниями ставило Министерство энергетики России после того, как внутренний рынок испытал дефицит топлива на фоне неспособности нефтеперерабатывающих предприятий из-за пандемии коронавирусной инфекции обеспечить спрос.

Пандемия встряхнула рынки

Ситуация усугубилась при росте цен на нефть, из-за которого экспортная цена нефтепродуктов оказалась выше внутренней. В результате, по данным Росстата, рост розничной цены бензина в России в первом полугодии 2021 года превысил динамику за весь 2020 год.

Остановить рост решили прямым воздействием. Для этого российское правительство скорректировало налоговые условия для сектора переработки и увеличило обязательства компаний по обеспечению внутреннего рынка топливом. Вице-премьер РФ Александр Новак говорил, что рост цен на бензин в России не превысит темпы инфляции.

«Можно сказать, что рекордные объемы – это результат усилий Минэнерго, потому что цена на нефть росла, а нефтяники все больше и больше отправляли на экспорт. Соответственно, уходило сырое сырье и нефтепродукты, за счет чего компании зарабатывали больше. 

Поэтому власти опасались, что дефицит приведет к большему подорожанию топлива после роста цен на протяжении нескольких месяцев 2021 года. Остановился он только во второй половине апреля, так как был изменен механизм расчета демпфирующей надбавки. Сейчас вы видим результаты борьбы – запасов топлива в России стало очень много, нефтеперерабатывающие заводы практически не уходили на плановые ремонты и не отправляли на экспорт», - пояснил эксперт.

Стабильность в РФ привлечет Киев

Украина оказалась на грани топливного кризиса из-за дефицита дизеля и автогаза, о котором заговорили в мае текущего года. Однако коллапса удалось избежать за счет российского поставщика. Такой подход местных компаний не устроил украинскую власть, которая вмешалась в регулирование цен на автомобильное топливо, спровоцировав новые проблемы.

О сложностях заявлял директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, констатировавший, что поставки бензина А-95 на Украину из Белоруссии больше не осуществляются в одностороннем порядке по решению Минска.

Коммерческий директор государственной газодобывающей компании «Укргаздобыча» Сергей Федоренко уточнил, что дефицит бензина А-95 в стране может составить в июне 50-60 тысяч тонн из-за решения белорусской стороны.

Нависшие угрозы, считает эксперт Игорь Юшков, могут подтолкнуть украинские компании к России, так как прямого запрета на поставки топлива в эту страну нет. 

«Однако есть процесс лицензирования. То есть, если вы хотите поставить туда топливо, то должны получить специальную лицензию и взять разрешение у Министерства экономического развития Российской Федерации», - отметил собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Если отечественные компании хотят поставить Украине дизельное топливо, то могут воспользоваться трубой, которая идет из России через Белоруссию. Но сейчас вопрос стоит в желании и потребности украинских организаций, а также в разрешении киевских властей, которые бравируют отказом от российского и белорусского топлива и электроэнергии.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 09.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики