Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газпром" сократит поставки через Польшу. Причина в "Северном потоке–2"?

"Газпром" сократит поставки через Польшу. Причина в "Северном потоке–2"?

"Газпром" может сократить объем прокачки газа через польский участок газопровода "Ямал – Европа" в восемь раз уже в четвертом квартале этого года.

"Газпром" намерен отказаться от внушительной части польского транзита. В планах у компании в четвертом квартале текущего года сократить объемы поставок по газопроводу "Ямал – Европа" в восемь раз. Об этом свидетельствуют данные "Газпрома" по сделкам 2020 года, в заключении которых имеется заинтересованность, сообщает EADaily.

Согласно отчету, опубликованному в канун годового собрания акционеров, в октябре-декабре текущего года поставки газа по трубопроводу "Ямал – Европа" намерены снизить до 1 млрд кубометров в самом начале нового газового года, то есть окончания 2021 года.

Согласно отчету, транзит газа через польский участок трубопровода в первом квартале составит 8,76 млрд кубометров, во втором – 8,6 млрд, в третьем – 8,25 млрд, а в четвертом – всего 1 млрд кубометров.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в разговоре с Baltnews указал, что говорить о рекордных сокращениях прокачки еще рано. Необходимо дождаться открытия аукциона на бронирование мощностей газопровода "Ямал – Европа" на следующий газовый год.

"Посмотрим, что будет происходить. Польша уже перешла на европейскую систему контрактования. Она периодически устраивает аукцион, предлагая всем желающим использовать газопровод "Ямал – Европа", и дальше уже кто явится, тот и качает. Они перешли на эту систему с мая 2020 года, и кроме "Газпрома" туда пока никто не являлся. Тариф на прокачку газа оставался довольно низким".

"Газпром" брал столько, сколько ему нужно объемов прокачки. И не факт, что будет такое сильное снижение. Вполне возможно, что будет проведен аукцион на дополнительный объем прокачки и "Газпром" им воспользуется. Но сейчас не совсем понятно, какие будут текущие объемы потребления в Европе и насколько они подготовятся к отопительному сезону, и будет ли в этом потребность", – пояснил Юшков.

В самой компании указали, что окончательное решение об объемах транзита через польский участок газопровода "Ямал – Европа" будет основываться на текущей оценке потребности компании.

Дело в том, что выпавшие объемы необходимо будет каким-то образом поставлять в Европу, чтобы удовлетворить спрос европейских потребителей. Безусловно, есть расчет на "Северный поток–2", но пока не прекратятся попытки давления на проект, нет стопроцентной уверенности в том, чтобы полностью использовать его для поставки газа в Европу.

"Будет еще аукцион, и просто увеличатся контрактные объемы прокачки. Я думаю, что это окончательный вариант, что объемы точно снизятся. Даже если мы говорим, что часть газа уйдет на "Северный поток–2", все равно, наверное, не стал бы никто говорить и закладывать, потому что риски для проекта пока что сохраняются, и отказываться от бронирования мощностей с заделом на то, что будет достроен и запущен "Северный поток–2", думаю, что "Газпром" бы на это не пошел. Это выжидательная позиция", – указал эксперт.

Юшков также предположил, что "Газпром" может таким образом убедить европейцев не вставлять палки в колеса проекта.

Что касается перспектив, Юшков отметил, что прокачка больших объемов через Польшу, скорее всего, будет сохраняться, если сами поляки не будут блокировать этот маршрут.

"Думаю, стандартные 32 млрд кубов будут сохраняться. Для "Газпрома" это выгодный маршрут. Он уже давно окупился. Плюс белорусский участок газопровода "Ямал – Европа" принадлежит самому "Газпрому", а в польском 49 или 48 процентов тоже принадлежит "Газпрому", поэтому в этом плане он платит сам себе. Добровольно отказываться от этого пути, я думаю, "Газпром" не будет".

Источник: Baltnews.lv, 09.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики