Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ становится будущим мировых морских перевозок

СПГ становится будущим мировых морских перевозок

Сжиженный природный газ (СПГ) является перспективным топливом для морского транспорта, и это нужно учитывать РФ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

СПГ перспективен для кораблестроения

Издание Maritime Logistics сообщает о первой переделке крупного контейнеровоза под СПГ. 

Имеется в виду контейнеровоз Brussels Express, двигатель которого преобразован под сжиженный природный газ. Судоходная компания Hapag-Lloyd заявила, что это делается для снижения экологического воздействия на окружающую среду.

Переделку провели на верфи Huarun Dadong в Шанхае, а работы осуществлялись над двигателем MAN B&W 9S90ME-C. Ранее таких работ в мире не проводилось, а в процессе возникло много проблем, но все они были успешно преодолены.

На корабле установили резервуар для СПГ с загрузочной массой в 1300 тонн, а в знак уважения к европейской зеленой сделке судно, построенное в Германии в 2014 году, переименовалось из Sajir в Brussels Express. Именно из-за экологии это и затевалось. 

Европейцы так запугали мировой рынок с помощью New Green Deal, что проблемами экологии заняли всех, начиная с энергетиков, заканчивая металлургами и перевозчиками. И здесь СПГ является более перспективным топливом, чем нефтепродукты.

Судно украсила надпись «бункеровка для более чистого будущего», а опыт Brussels Express обещают использовать в других проектах.

В корабельной теме существует два, связанных с СПГ, направления. Во-первых, перевод судов на потребление сжиженного природного газа – такие проекты реализуются как в РФ, так и в других странах, а во-вторых, создание флота СПГ-газовозов.

Для РФ, собирающейся развертывать СПГ-производство, это важный момент. Современного флота нашей стране в будущем не хватит, а разработка месторождений в Артике требует судов ледового класса arc7 – это уже привело к перевалкам. 

У СПГ отличные перспективы в морском фрахте

«СПГ как судовое топливо признается в качестве одного из наиболее перспективных направлений в рамках расширения потребления этого вида топлива, об этом говорят давно, что и обернулось этим корабельным проектом», - констатирует Перов.

Численность судов, работающих на СПГ, незаметна по отношению к тоннажу мирового торгового флота, но экологические проекты открывают дорогу этому топливу: оно позволяет снизить выброс окислов серы и твердых частиц на 90% и углерода – на 30%.

До водородных кораблей в ЕС не додумались – есть вопросы по использованию данного топлива даже в автомобильном транспорте, поэтому у корабельного фрахта существует только один вариант снижения выбросов, а именно – использование СПГ.

На речном флоте имеются чисто экономические преимущества: применение СПГ сократит сроки окупаемости судов. 

«В течение многих лет реализуются соответствующие проекты, направленные на развитие СПГ-бункеровки. Суда постепенно переводятся на СПГ, поэтому этот случай на китайской верфи отражает общую перспективность тренда», - резюмирует Перов.

РФ надо развивать данное направление, о чем не раз говорилось как на уровне экспертов, так и Правительства РФ. Формируется огромный рынок потребления СПГ, и если мы хотим и дальше усиливать свои позиции в энергетике, то должны над этим работать.

Корабельный рынок носит перспективный характер для сжиженного газа, и его можно сравнить с рынком авиаперевозок для нефтепродуктов.

«Москве надо попасть на этот рынок, не просто гнать СПГ на экспорт, но и получать доступ к конечному потребителю, где морской транспорт занимает сильные позиции. Популярность СПГ продолжит возрастать в силу усиления требований к судовому топливу, а судовладельцы будут вынуждены все больше переходить к сжиженному газу», - заключает Перов.

Россия сохраняет планы по СПГ-газовозам

Что касается рынка СПГ-газовозов, то, как отмечает Перов, пока мы не можем обеспечить себя кораблями российской постройки. Из-за этого в новом законе заложены пункты, позволяющие воспользоваться услугами иностранных верфей.

В РФ вводится требование о задействовании отечественных производителей для создания газовых танкеров, но в него сразу закладываются ограничения, позволяющие в случае форс-мажора, а он практически гарантирован, от него отойти. 

«История с принуждением «Новатэка» сделать заказ на российских верфях – показательна. Сегодня РФ не надо большого флота для перевозки СПГ – кроме проектов «Новатэка» ничего крупного у нас в ближайшее время не будет», - констатирует Перов.

Создание СПГ-флота рассчитано под проекты «Новатэка» и под будущие масштабные начинания по сжижению газа.

«Сегодня нет особых потребностей в этом: есть планы «Новатэка», проекты, связанные с производством СПГ на Востоке и Балтике, но на все это у России хватит газовозов, однако есть смысл подумать о будущем», - резюмирует Перов.

Развитие СПГ будет связано с морским направлением, еще есть такая тема, как малотоннажный СПГ, где первичная поставка осуществляется на танкерах. В ЕС тема пошла в оборот, что дает возможности и для российских проектов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 09.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики