Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Озеленение» СПГ искусственно увеличивает цены на сырье

«Озеленение» СПГ искусственно увеличивает цены на сырье

«Зеленые» планы ЕС направлены на борьбу с экономическими конкурентами, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Оман начал делать «зеленый» СПГ

Компания Oman LNG договорилась с Shell о поставке первой углеродно-нейтральной партии оманского СПГ. 

Нейтральность там достигается путем углеродных кредитов, образующихся за счет компенсации выбросов, сделанных в производственном цикле СПГ. Для этого призваны природные проекты по выработке кислорода и поглощению CO2.

Природные проекты создают углеродные кредиты, подтверждающие нивелирование выбросов CO2 при производстве СПГ.

Углеродные кредиты также называют «зелеными сертификатами»: в мировой экономике разворачивается соответствующий бизнес, основанный на переработке CO2 и выработке кислорода. Занятые в этом компании собираются продавать на бирже «зеленые сертификаты», а своими клиентами видят производителей энергоресурсов и крупнейшие промышленные предприятия. 

Так мир подстраивается под New Green Deal – экономическую программу, лоббируемую ЕС и коллективным Западом. Oman LNG - не пионер в создании «зеленого» СПГ: весной аналогичную сделку в соавторстве с Shell произвел «Газпром».

Присутствует много вопросов по такой деятельности. Во-первых, создание «зеленого» СПГ началось на пустом месте и является реакцией на политические заявления западных лидеров после прихода к власти в США президента Джо Байдена.

Во-вторых, нет ответа по экономической целесообразности таких манипуляций: отсутствуют технологии, снижающие выбросы CO2 во время производства и перевозки СПГ, применение здесь возобновляемых источников энергии (ВИЭ) крайне маловероятно.

«Зеленые» проекты вызывают вопросы

«Это попытка опробовать схему вывода на рынок партий СПГ с учтенными выбросами CO2. Shell и Oman LNG встраиваются в «зеленую» повестку и демонстрируют, что не сидят сиднем и растут над собой», - заключает Гривач

Green New Deal меняет правила игры на глобальном рынке: данный процесс нельзя игнорировать. США и ЕС являются крупнейшими рынками в мире и располагают эффективными инструментами давления на энергетических игроков.

«Пока все это выглядит как пробные шары. Рынок только формируется, и непонятно, готовы ли массовые потребители газа платить премию за экологические проекты Запада, означающие увеличение цены на сырье», - констатирует Гривач.

«Зеленый» СПГ является экономической моделью: физически сырье и технология его производства не меняются, но предлагаются разные механизмы «озеленения» газа. Если речь идет не о полной бутафории, то это автоматически увеличивает цену на товар. Для «озеленения» СПГ нужно провести экологические манипуляции или купить «зеленый сертификат», но все это стоит денег.

«Себестоимость от этого увеличивается, и в цену сырья придется закладывать затраты на закупку «зеленых» квот», - резюмирует Гривач.

При производстве СПГ теоретически можно применять ветряки и солнечные батареи, использовать другие пути для снижения выбросов на производстве, но это дополнительные издержки, по рентабельности которых есть вопросы. 

«Процесс зависит от того, как в будущем будет развиваться регулирование отрасли, станут ли «зеленые» требования обязательными, и в каком виде все это будет принято, пока четкого понимания здесь нет», - заключает Гривач.

«Зеленый тренд» продолжится

Европейцы угрожают введением углеродного налога, но если взять экономику ФРГ – лидера ЕС, то там значительную роль играет уголь, причем в ближайшие годы нет возможности что-то принципиально изменить.

Если Евросоюз введет внутренние штрафы, то это скажется на большом числе игроков и снизит темпы экономического роста, что в условиях «коронакризиса» неприемлемо. «Зеленые» инициативы являются красивой, но дорогостоящей идеей.

«От магистральной «зеленой» линии ЕС не откажется, здесь есть и объективные экономические интересы. Европа серьезно зависит от импорта энергоресурсов и пытается таким путем защитить собственное развитие и навязать правила игры остальному миру, поставщикам сырья на рынок ЕС и более эффективным энергопотребителям, чем сами европейцы», - констатирует Гривач.

Развивающиеся страны показывают более высокие темпы роста, чем ЕС, в том числе за счет энергетической политики.

«Евросоюз не хочет терять лидерство в мире и собирается с помощью «зеленой» программы укрепить глобальную конкурентоспособность. Для этого призвано экологическое регулирование, направленное на ограничение развития других игроков», - резюмирует Гривач

Однако процесс не может идти односторонне: европейцам придется учитывать интересы контрагентов.

«Магистральное направление на «зеленую» энергетику в мире останется, но внутри него возможна корректировка как путем международных договоренностей, так и других вещей. Европейцы не существуют в безвоздушном пространстве и понимают, что если будут давить на всех других, то это приведет к консолидации оставшейся части мирового рынка», - заключает Гривач.

От «зеленого проекта» на Западе не откажутся, но будут лавировать: уступать Китаю и жестче действовать против сырьевиков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики