Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ до минимума сокращает транзит газа через РБ. Что это значит для Минска?

РФ до минимума сокращает транзит газа через РБ. Что это значит для Минска?

"Газпром" предполагает, что в IV квартале этого года транспортировка газа в Европу через территорию Беларуси значительно сократится - транзит снизится почти на 80%.

Sputnik узнал у экспертов, в связи с чем российский газовый концерн принял данное решение, а также что ждет Беларусь в результате таких серьезных потерь транзитных объемов.

Что случилось?

В преддверии годового собрания акционеров "Газпрома" (состоится 25 июня) в сети был опубликован контракт российской компании с ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" на транзит газа в Европу в 2021 году.

Согласно документу, задание для белорусской "дочки" "Газпрома" на транспортировку газа на 2021 год в Западную Европу составляет 29,574 млрд кубометров: I квартал - 9,626 млрд, II квартал - 9,183 млрд; III квартал - 8,842 млрд, IV квартал - 1,923 млрд.

Так, транзит по газопроводу "Ямал – Европа" (проектная мощность - 32,9 млрд кубометров в год) сократится почти на 80%.

В чем причина?

Главной причиной снижения транзита газа через территорию Беларуси опрошенные Sputnik эксперты называют скорый ввод в эксплуатацию "Северного потока-2". По новому газопроводу, который пройдет по дну Балтийского моря из России в Германию, Москве транспортировать газ выгоднее, нежели через страны-транзитеры.

"Северный поток-2" - это самая современная и технологичная труба. Там самые современные технологии, самые современные компрессорные станции. Она создает прямую магистраль от новых ямальских месторождений "Газпрома" к потребителям в Германии. Поэтому вполне логично, что ее будут полностью загружать, тем более что она уже в чистом виде принадлежит "Газпрому". Чем быстрее она окупится, тем для российского газового концерна лучше", - рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Насколько это серьезно для Беларуси?

Однако открытым остается вопрос: почему "Газпром" решил снизить транзит через территорию Беларуси, а не Украины? Дело в том, объясняет Станислав Митрахович, что по состоянию на сегодня у "Газпрома" с "Оператором ГТС Украины" заключен пятилетний контракт (до конца 2024 года, - Sputnik) по принципу "качай или плати" - то есть, российская компания изначально зарезервировала определенные мощности, и если она снизит транзит через Украину, то все равно будет должна оплатить законтрактованные объемы.

"Если Украина по истечении действующего контракта предложит выгодные условия для России, то, возможно, часть транзита через нее и сохранится. Тем более, что через Украину удобно доставлять газ в Молдову, в Словакию. Если же Украина к концу 2024 года ничего адекватного России не предложит, то возможно и полное прекращение транзита газа. Тогда транзит через Беларусь и Польшу останется востребованным", - рассказал Станислав Митрахович.

С ним соглашается и директор Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Сергей Воробьев. По его словам, после введения в эксплуатацию "Турецкого потока" и "Северного потока-2" именно газопровод "Ямал-Европа" (а не те, что идут через территорию Украины) станет резервным для транспортировки газа из России на Запад.

"Прежние объемы вернутся на "Ямал-Европа", например, в случае аварии на "Северном потоке-2", чего никак нельзя исключить. А без этого Беларусь будет играть роль резервного маршрута. К тому же Балтийское море – мелкое, средняя глубина 51 метр, что доступно для водолазов. Не хочется думать, но с ростом напряженности в мире диверсии на 100% исключить нельзя", - говорит Воробьев.

Также, по словам Станислава Митраховича, газопровод через Беларусь может стать балансирующим направлением, которое в большей или меньшей степени будет заполняться от обстоятельств, а также станет страховкой при форс-мажорах (например, при ремонте основных трубопроводов).

"Возвращение прежних объемов транзита будет зависеть еще и оттого, как будет развиваться ситуация с потреблением газа в Европе. Если там продолжит расти потребление импортного газа из-за сокращения внутренней добычи – а такие планы действительно есть, в ближайшее время будет выведено из эксплуатации нидерландское месторождение Гронинген – то Европе придется покупать больше газа, в том числе российского", - рассказал Станислав Митрахович.

Соответственно, вместе с ростом спроса на российский трубопроводный газ в Европе вновь будет востребована белорусская газотранспортная система. "Никто эту трубу отключать от компрессоров и выкапывать не будет", - отметил эксперт.

По его словам, Беларусь, вероятно, продолжит получать российский газ со скидкой, несмотря на снижение транзита. "Однако это будет целиком и полностью зависеть от экономической и политической интеграции", - считает Станислав Митрахович.

Беларусь будет получать газ по сниженным ценам, поскольку это в большей степени политический вопрос, соглашается Сергей Воробьев. Однако сегодня для Беларуси такое сильное снижение транзита - это достаточно серьезная потеря, считает эксперт.

"В документе "Газпрома" говорится, что расчетная стоимость услуг по транспортировке через Беларусь в этом году составит ориентировочно $285 млн. Сокращение транзита почти в четыре раза будет заметной потерей для бюджета республики. Для сравнения: доходы Беларуси от транзита российской нефти составляют порядка $180 млн", - резюмировал Сергей Воробьев.

Источник: Sputnik Беларусь, 15.06.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики