Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Вопрос о трубе» - это вопрос о нашем экспорте (аудио)

«Вопрос о трубе» - это вопрос о нашем экспорте (аудио)

Неотвратимо приближается зима, и все больше в печатных и электронных СМИ появляется информации, что будет происходить с энергоресурсами, в частности, с газом. До того, как сменилась власть на Украине, у нас были проблемы с Нафтогазом, а теперь вдруг появляется информация, что поляки собираются отобрать у Газпрома газопровод Ямал — Европа. Имеют ли под собой основания подобные страхи? Поговорим об этом с Константином Васильевичем Симоновым, президентом Фонда энергетической безопасности…

— Нам, в конечном счете, до Европы дела немного, но сами-то мы не замерзнем? И почему вдруг мы так резко перешли от нелюбви к любви, что собрались объединить Газпром и Нафтогаз Украины?

СИМОНОВ: Мы сами, конечно, не замерзнем, потому что «вопрос о трубе» — это вопрос о нашем экспорте. И правильнее поставить вопрос так: будем мы с деньгами или без денег, потому что на внутреннем рынке у нас проблем с газом нет. Хотя они могут возникнуть в том случае, если произойдет резкий рост экспорта и встанет вопрос о приоритетах. Бывали локальные перебои в периоды максимальных поставок на экспорт, но это — единичные случаи. Но будем откровенны: у нас, к сожалению, гораздо больше шансов остаться без света, чем без газа.

Что касается истории с Польшей, — напомню, что Европейский союз одобрил так называемый «Третий энергетический пакет», который предполагает серьезные новации в сфере владения инфраструктурой, то есть той самой «трубой». И некоторые горячие эксперты, естественно, тут же заявили, что пакет — тяжелейший удар по России. На самом деле там масса нюансов.

Во-первых, «Третий пакет» должен быть в начале следующего года внесен в национальные законодательства, и важно, как пойдет в Европейском союзе правоприменительная практика. А пока это общее положение, меморандум. Он предполагает несколько вариантов изменения структуры собственности европейских компаний. Но, повторю, сейчас начинается весьма болезненное применение пакета на национальном уровне. Идет все очень непросто и, исходя из моего собственного общения с европейскими экспертами и представителями Европейской комиссии, я видел: зачастую они сами высказывали необычайно либеральные пожелания. Но когда это попробовали применить на практике, оказалось, что все гораздо сложнее. Поэтому они сами сейчас находятся в тяжелом периоде притирания концепций к закону.

Я много раз высказывал идею, что «Третий энергопакет», вопреки мнениям европейских, американских и даже российских экспертов, на самом деле открывает для России больше возможностей, чем угроз. Почему? Да потому, что главная идея пакета заключается в том, что собственник трубы не может чинить препятствия для поставок газа от собственника газа потребителю. Главной задачей ведь было либерализовать доступ к существующей в Европе инфраструктуре. Идея хороша для покупателя, когда в эту трубу ломятся двадцать продавцов со своим газом, А когда наблюдается дефицит газа, то положение станет зеркальным…

И вот здесь те же эксперты выкладывают прогнозы, согласно которым до 2030-го года в Европе будет профицит газа. Готов спорить с этими экспертами на деньги, что этого не будет… Они исходят из того, что газ есть в Норвегии, а Катаре, есть европейский сланец… Но по каждому аргументу есть контраргумент. Я не настаиваю, что мои прогнозы будут однозначно верны, но риски существуют…

Прослушать запись:

Источник: Радио России, 02.09.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики