Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Запишите на счет»: Росатом бесплатно построит АЭС в Ираке

«Запишите на счет»: Росатом бесплатно построит АЭС в Ираке

У Ирака денег на строительство нет, бюджет не тянет. А атомную станцию страсть как хочется. Желательно не одну: у всех же давно есть. Запад в кредит строить отказывается, остается последняя надежда - Россия. АЭС с барского плеча «Росатома» может обойтись российскому бюджету в $40 миллиардов. 

В июне Ирак официально обьявил о собственной программе строительства четырех АЭС. До 2030 года страна хочет построить восемь блоков общей мощностью 11 Гигаватт, чтобы разом решить проблемы энергодефицита и нехватки воды (за счет опреснения), снизить углеродные выбросы. Багдад ведет переговоры с Россией, США, Францией, Южной Кореей и Китаем. Контракт на $40 миллиардов страна планирует подписать до конца 2021 года.

15 июня власти страны заявили: «Россия для них - предпочтительный партнер, а желательная схема финансирования - межгосударственный кредит на 20 лет». Глава иракского управления по регулированию радиоактивных источников Камаль Латыф: «Росатом является компанией, которая займется реализацией проекта, а не какая-либо другая. Совсем необязательно, что все реакторы будут построены в эти временные рамки. Можем подождать».

Полагаем, просто никто больше (кроме нашей страны) не хочет соваться в нестабильный регион. К тому же нет никаких гарантий, что деньги, вложенные в строительство вернутся.

Четыре станции бесплатно

Ираку срочно нужна электроэнергия. Своей не хватает: страна производит всего 17 Гигаватт, а потребляет почти в два раза больше. И с каждым годом дефицит становится все больше и больше. Часть энергии приходится закупать у соседа. Что же делать? Конечно строить АЭС. В бюджете денег нет, он, по сути, зависит только от продажи нефти. Остается просить станции в долг. Никто не дает, кроме щедрой России. Она, как известно, и последнюю рубашку снимет ради «чужих».

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Контракт не привлекателен для западных подрядчиков. У Ирака множество внутренних и внешних политических проблем. Встанет вопрос возврата инвестиций: там нет внутренних платежеспособных потребителей, потенциал экспорта отсутствует в силу геополитических сложностей.

В стране фактически нет единой власти, а за 20 лет политическая ситуация может измениться еще несколько раз. Другая проблема - обеспечение безопасности строящихся и запущенных объектов в ситуации перманентного гражданского конфликта.

По сути строительство АЭС в Ираке заведомо убыточная затея. Рассчитывать на возврат вложенных средств не приходится. Но, угадайте кого это совершенно не волнует, правильно, «Росатом». «Мы обсуждаем с иракскими партнерами всю повестку возможного сотрудничества: и энергетические, и неэнергетические применения ядерных технологий в мирных целях. Параллельно идет работа по формированию нормативно-правовой базы нашего взаимодействия». В переводе на русский язык, госкорпорация фактически согласилась построить четыре атомных станции «в кредит» (читать безвозмездно).

И кстати, будем честны, не в первый раз. «Росатом» построил АЭС «Аккую» в Турции за $22 миллиарда (тоже «в долг»). В Иране «Бушер» - за $30 миллиардов (да-да, в кредит), в Венгрии атомная станция «Пакш» обошлась российскому бюджету в €10 миллиардов (кредит на 30 лет). В Египте четыре энергоблока АЭС «Эд-Дабаа» построят в кредит ($25 миллиардов). АЭС «Ханхикиви» в Финляндии - около €7 миллиардов - тоже расходы взяла на себя Россия. Итого: почти $100 миллиардов выкачает из бюджета «Росатом» на свои долгожданные заграничные проекты.

Госкорпорации и этого мало, надо ведь пролезть плотнее в Европу. Поэтому постоянные вливания из казны просто необходимы. Товарищи из «Росатома», вы вероятно, забыли, что бюджет у страны не резиновый. И если у вас в кармане прибыло, значит у населения значительно убыло. Чем аукнутся ваши «кредитные» АЭС обычным гражданам, можно только догадываться. Очередная кризисная волна не за горами?

Автор: Виктория Британская

Источник: Babr24.com, 18.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики