Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет на работы по Baltic Pipe может заставить Польшу вновь взяться за OPAL

Запрет на работы по Baltic Pipe может заставить Польшу вновь взяться за OPAL

Ограничения на строительство Baltic Pipe можно объяснить экологическими придирками со стороны Дании, но также это форма воспитания для Польши, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Госсекретарь США Энтони Блинкен обсудил с главой МИД Польши Збигневом Рау «сотрудничество по борьбе с угрозой» в виде российского газопровода «Северный поток – 2», который якобы может нанести вред безопасности Европы. 

Пересечение «СП-2» и Baltic Pipe неприятно Польше

Американо-польская встреча не внесла конкретики по вопросу строительства и эксплуатации «Северного потока – 2», однако Госдеп США связывает коммуникацию с будущим председательством Польши в ОБСЕ в 2022 году.

В середине июня Сейм Польши принял новую резолюцию против возведения «СП-2», призвав США поддержать и расширить санкции против компаний, занятых в проекте.

На ход строительства это не повлияло. Газопровод возводят со скоростью примерно 1 км в сутки: сейчас трубоукладочная баржа «Фортуна» ведет работы на самом протяженном участке в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании. 

Ожидается, что полное строительство первой линии завершится в августе 2021 года. Однако продвижению по Балтийскому морю может помешать укладка труб для магистрального газопровода Baltic Pipe, который возводится для поставок газа в Польшу с шельфа Норвегии в качестве замены российскому энергоносителю.

До точки пересечения «Северного потока – 2» с Baltic Pipe остается около 23 километров, а это значит, что, несмотря на резко антироссийские настроения, оператору польского трубопровода придется обсуждать согласование строительства на участке с Nord Stream.

Оператор Baltic Pipe, компания Saipem, планировала начать работы в конце июня.

По сути Baltic Pipe и «Северный поток – 2» не противоречат друг другу, поскольку лишь перераспределяют газовые потоки на европейской территории, не увеличивая их объем. 

Эффект бумеранга: Дания наложила запрет на возведение Baltic Pipe

Оператор Saipem рассчитывал ввести проект в эксплуатацию до 1 октября 2022 года, как раз по истечению контракта с «Газпромом» о поставках российского газа в Польшу.

Однако планы разрушила Дания, в ИЭЗ которой планировалось вести строительство. Датские власти отозвали 2 июня разрешение на работу, сославшись на недостаточно исследованные экологические последствия. Экологи обеспокоены, что польский газопровод повредит лесным и летучим мышам.

Строительство Baltic Pipe откладывается, а значит Польша может не успеть обеспечить себя норвежским газом и будет вынуждена продлевать контракт с «Газпромом». По крайней мере, она должна будет провести неприятные для себя переговоры.

«Тот факт, что Дания ввела ограничения на строительство Baltic Pipe, конечно, можно объяснить датскими экологическими придирками. Но также это является формой воспитания Польши. Дело в том, что Евросоюз и европейская бюрократия во многом недовольны действиями Варшавы, которая не отказывается от угля и оказывает давление по вопросам внутренней политики», - объясняет Станислав Митрахович.

Из-за Baltic Pipe Польша может вспомнить OPAL 

Польша с завидным упорством пытается воспрепятствовать строительству «Северного потока – 2», но ее возможности ограничены в этом отношении. Станислав Митрахович отмечает, что Варшава может продолжить подавать антимонопольные иски к проекту.

«В свое время поляки добились ограничения работы газопровода OPAL, который является сухопутным ответвлением от «Северного потока – 1» на территории Германии», - уточнил эксперт.

Сейчас «СП-1» работает на полную мощность во многом благодаря тому, что ограниченную мощность OPAL возмещает магистральный газопровод EUGAL (European Gas Pipeline Link), который берет на себя часть газа.

«А вот с завершением строительства «СП-2» надо будет возобновлять работу OPAL, чтобы, в свою очередь, разгрузить EUGAL», - подчеркнул Митрахович.

Возможно, Польша надеется, что ситуацию удастся повторить. Однако OPAL является транзитным газопроводом, в отличие от EUGAL, который имеет ответвление и поэтому используется не только для транзита, но и для внутреннего потребления Германии.

«Отсюда вывод, что по EUGAL достичь антимонопольных ограничений будет сложно, но для OPAL Польша будет пытаться их продлить», - отметил Митрахович.

Что касается встречи «Северного потока – 2» с Baltic Pipe в Балтийском море, то больше она повлияет на Польшу: теоретически Россия может затягивать согласование по укладкам труб. 

Однако Москва никогда не говорила о том, что другим странам нельзя строить газопроводы. Все-таки российская политика заключается в том, чтобы завершить собственный проект, а не ставить палки в колеса остальным государствам, заключил эксперт.

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 19.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики