|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варшава отнимает у «Газпрома» трубу Варшава отнимает у «Газпрома» трубуНесмотря на недавнюю победу на польских президентских выборах умеренных сил в лице Бронислава Коморовского, Варшава по-прежнему демонстрирует готовность принимать самое активное участие в энергетических разборках с Россией, отстранив «Газпром» от управления собственным газопроводом, который проходит по территории этой страны. Как известно, в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС (который формально направлен на развитие конкуренции на энергических рынках Евросоюза, а фактически используется как инструмент давления на Россию по энергетическим вопросам) газопроводы в странах ЕС должны управляться независимым органом, чтобы быть доступными для всех поставщиков. В связи с чем, как пишет «Коммерсантъ», Варшава предлагает передать местный участок газопровода Ямал – Европа под контроль государственной Gaz-System. Напомним, что в настоящее время управление польским участком газопровода Ямал – Европа длиной 684 км осуществляет российско-польское СП Europolgaz. Этой компании принадлежат транзитные мощности в 33 млрд кубометров в год, а также 5 компрессорных станций. В структуре ее капитала «Газпром» и польская PGNiG владеют по 48% акций (еще 4% контролирует компания Gas-Trading). В свою очередь, Gaz-System уже передала в польский регулятор Urzad Regulacji Energetyki (URE) свой проект операторского соглашения с Europolgaz, с ненавязчивым предложением «поделиться» трубой. Отныне Gaz-System планирует сама распоряжаться «тяжким наследием советских времен» (газопровод Ямал – Европа был построен еще во времена существования соцлагеря и СЭВ). Цели, как это водится у европейцев, – исключительно «благие»: обеспечить равный доступ к нему других поставщиков, а также установить транзитную ставку на прокачку газа по территории Польши. При этом не совсем понятно, каким образом перераспределение прав собственности на трубу может привести к появлению альтернативных поставщиков, которых в данном регионе просто не существует. Вообще говоря, в очередной раз нельзя не поразиться двуличию и демагогической сущности столь любимых европейцами разговоров о «незыблемом и священном праве частной собственности». Складывается впечатление, что данная широковещательная декларация подлежит исполнению только тогда, когда речь идет о себе любимых. К России же этот тезис, получается, не имеет никакого отношения. В свою очередь, европейские политики готовы в любой момент взорваться от благородного негодования в том случае, когда Москва пытается изменить правила игры, касающиеся работы западных энергетических компаний на российском рынке. В этой связи достаточно вспомнить шумиху и многочисленные антироссийские информационные кампании на тему «ущемления прав западного капитала» в связи с пересмотром РФ кабальных соглашений о разделе продукции с участием западных энергетических концернов, заключенных в ельцинские 1990-е гг. Последние инициативы Варшавы комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: – Третий энергетический пакет ЕС, к которому апеллируют польские власти, пока еще только согласовывается. Он принят только на общеевропейском уровне. Национальные законодательства стран – членов Евросоюза будут приведены в соответствие с этим документом лишь в начале следующего года. На первый взгляд то, что предлагает Польша, соответствует духу этой директивы. Так что, по большому счету, нечто подобного и стоило ожидать от Польши. Понятно, что Варшава не преминула бы использовать все возможности для давления на Москву. Однако я бы не говорил об этом как о свершившемся факте, потому что вся эта ситуация используется как средство давления на РФ перед подписанием газового контракта с Россией. Напомню, что переговоры на этот счет идут достаточно давно, и идут непросто. Подписание долгосрочного соглашения по газу между нашими странами уже много раз переносилось. Так что, я думаю, данная инициатива является элементом давления на РФ. Тем более что одним из вопросов, который рассматривается в ходе переговорного процесса, является изменение акционерного капитала в пользу «Газпрома». А точнее, той компании, которая управляет польской ниткой газопровода Ямал – Европа. Вот поляки и «выкатывают» нам такую новость. Вопрос в том, бояться нам этого или нет. С утра я успел познакомиться с комментариями энергичных экспертов, которые вопят о том, что «Газпрому» – конец», и газопровод будет подключен к терминалу ПСГ в Свиноустье на балтийском побережье Польши, или к газопроводу «Янтарь», который протянут через страны Балтии. Все это просто смешно читать. Что такое «третий энергопакет»? Просто эти трубы будут выделяться в другие компании, которые ими будут управлять. И формально другие собственники газа получат тогда доступ к ним. Но для «Газпрома» выделение частей транзитной инфраструктуры под управление независимых компаний представляло бы угрозу только в одном случае – если бы эти компании имели возможность где-либо приобрести альтернативный (не российский) газ. Где такая компания может взять газ, чтобы транспортировать его по польским трубам в Европу? Да нигде. Нет таких вариантов. Можно, конечно, поговорить про польский сланец, но его пока нет. Это пока – всего лишь виртуальная химера. Те эксперты, которые работают на дискредитацию «Газпрома» и его проектов, теперь кричат о том, что России теперь – «полный привет». Тот же проект «Амбер» («Янтарь») был интересен, когда мы еще не начали строить «Северный поток», потому что «Янтарь» также предназначался для доставки российского газа через территорию Эстонии, Латвии и Литвы в Польшу. Он был отвергнут по понятным политическим и экономическим причинам. Сейчас его пытаются трансформировать, но непонятно, откуда будут брать газ. Еще одна идея – построить СПГ-терминал в Литве. Идея, конечно, «блестящая», если учитывать, что проходимость балтийских проливов между Данией и Швецией не позволяет провозить сжиженный катарский газ крупнотоннажными танкерами. Автор: Кирилл Говоров Источник: Км.ru, 02.09.2010 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|