Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варшава отнимает у «Газпрома» трубу

Варшава отнимает у «Газпрома» трубу

Несмотря на недавнюю победу на польских президентских выборах умеренных сил в лице Бронислава Коморовского, Варшава по-прежнему демонстрирует готовность принимать самое активное участие в энергетических разборках с Россией, отстранив «Газпром» от управления собственным газопроводом, который проходит по территории этой страны.

Как известно, в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС (который формально направлен на развитие конкуренции на энергических рынках Евросоюза, а фактически используется как инструмент давления на Россию по энергетическим вопросам) газопроводы в странах ЕС должны управляться независимым органом, чтобы быть доступными для всех поставщиков. В связи с чем, как пишет «Коммерсантъ», Варшава предлагает передать местный участок газопровода Ямал – Европа под контроль государственной Gaz-System.

Напомним, что в настоящее время управление польским участком газопровода Ямал – Европа длиной 684 км осуществляет российско-польское СП Europolgaz. Этой компании принадлежат транзитные мощности в 33 млрд кубометров в год, а также 5 компрессорных станций. В структуре ее капитала «Газпром» и польская PGNiG владеют по 48% акций (еще 4% контролирует компания Gas-Trading). В свою очередь, Gaz-System уже передала в польский регулятор Urzad Regulacji Energetyki (URE) свой проект операторского соглашения с Europolgaz, с ненавязчивым предложением «поделиться» трубой. Отныне Gaz-System планирует сама распоряжаться «тяжким наследием советских времен» (газопровод Ямал – Европа был построен еще во времена существования соцлагеря и СЭВ).

Цели, как это водится у европейцев, – исключительно «благие»: обеспечить равный доступ к нему других поставщиков, а также установить транзитную ставку на прокачку газа по территории Польши. При этом не совсем понятно, каким образом перераспределение прав собственности на трубу может привести к появлению альтернативных поставщиков, которых в данном регионе просто не существует.

Вообще говоря, в очередной раз нельзя не поразиться двуличию и демагогической сущности столь любимых европейцами разговоров о «незыблемом и священном праве частной собственности». Складывается впечатление, что данная широковещательная декларация подлежит исполнению только тогда, когда речь идет о себе любимых. К России же этот тезис, получается, не имеет никакого отношения. В свою очередь, европейские политики готовы в любой момент взорваться от благородного негодования в том случае, когда Москва пытается изменить правила игры, касающиеся работы западных энергетических компаний на российском рынке. В этой связи достаточно вспомнить шумиху и многочисленные антироссийские информационные кампании на тему «ущемления прав западного капитала» в связи с пересмотром РФ кабальных соглашений о разделе продукции с участием западных энергетических концернов, заключенных в ельцинские 1990-е гг.

Последние инициативы Варшавы комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

– Третий энергетический пакет ЕС, к которому апеллируют польские власти, пока еще только согласовывается. Он принят только на общеевропейском уровне. Национальные законодательства стран – членов Евросоюза будут приведены в соответствие с этим документом лишь в начале следующего года.

На первый взгляд то, что предлагает Польша, соответствует духу этой директивы. Так что, по большому счету, нечто подобного и стоило ожидать от Польши. Понятно, что Варшава не преминула бы использовать все возможности для давления на Москву.

Однако я бы не говорил об этом как о свершившемся факте, потому что вся эта ситуация используется как средство давления на РФ перед подписанием газового контракта с Россией. Напомню, что переговоры на этот счет идут достаточно давно, и идут непросто. Подписание долгосрочного соглашения по газу между нашими странами уже много раз переносилось. Так что, я думаю, данная инициатива является элементом давления на РФ. Тем более что одним из вопросов, который рассматривается в ходе переговорного процесса, является изменение акционерного капитала в пользу «Газпрома». А точнее, той компании, которая управляет польской ниткой газопровода Ямал – Европа. Вот поляки и «выкатывают» нам такую новость.

Вопрос в том, бояться нам этого или нет. С утра я успел познакомиться с комментариями энергичных экспертов, которые вопят о том, что «Газпрому» – конец», и газопровод будет подключен к терминалу ПСГ в Свиноустье на балтийском побережье Польши, или к газопроводу «Янтарь», который протянут через страны Балтии. Все это просто смешно читать. Что такое «третий энергопакет»? Просто эти трубы будут выделяться в другие компании, которые ими будут управлять. И формально другие собственники газа получат тогда доступ к ним. Но для «Газпрома» выделение частей транзитной инфраструктуры под управление независимых компаний представляло бы угрозу только в одном случае – если бы эти компании имели возможность где-либо приобрести альтернативный (не российский) газ.

Где такая компания может взять газ, чтобы транспортировать его по польским трубам в Европу? Да нигде. Нет таких вариантов. Можно, конечно, поговорить про польский сланец, но его пока нет. Это пока – всего лишь виртуальная химера. Те эксперты, которые работают на дискредитацию «Газпрома» и его проектов, теперь кричат о том, что России теперь – «полный привет». Тот же проект «Амбер» («Янтарь») был интересен, когда мы еще не начали строить «Северный поток», потому что «Янтарь» также предназначался для доставки российского газа через территорию Эстонии, Латвии и Литвы в Польшу. Он был отвергнут по понятным политическим и экономическим причинам. Сейчас его пытаются трансформировать, но непонятно, откуда будут брать газ. Еще одна идея – построить СПГ-терминал в Литве. Идея, конечно, «блестящая», если учитывать, что проходимость балтийских проливов между Данией и Швецией не позволяет провозить сжиженный катарский газ крупнотоннажными танкерами.

Автор: Кирилл Говоров

Источник: Км.ru, 02.09.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики