Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Требования МВФ подарили Украине новую уловку для повышения цен на газ

Требования МВФ подарили Украине новую уловку для повышения цен на газ

На Украине повышение тарифов на газ происходит так, будто энергоноситель полностью импортный, хотя две трети всего объема страна добывает самостоятельно, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украинский «Нафтогаз» вновь повысил цену на голубое топливо для населения. В июле 2021 года она составит 13,13 гривны (0,47 доллара, или почти 35 рублей) за кубометр, что на 10% выше по сравнению с июнем. 

Влияние Европы несколько преувеличено

Повышение цен коснется тарифного плана «Месячный», пояснили в пресс-службе «Нафтогаза», потребители, использующие годовой тарифный план, продолжат оплачивать газ фиксированно: по 7,96 гривны (20,95 рубля) за кубометр.

Льготные тарифы на газ в 6,99 гривны (18,4 рубля) перестали действовать на Украине с 1 мая. Газоснабжающие компании опубликовали свои годовые тарифы, согласно которым самую выгодную цену предложил «Нафтогаз». Предполагается, что годовой тариф будет определять единую цену на газ с 1 мая 2021 года до 30 апреля 2022 года.

Повышение расценок по отдельным тарифным планам в компании объяснили ростом стоимости газа на европейских рынках одновременно с низкими запасами газа в подземных хранилищах. Игорь Юшков отмечает, что эти причины стали уже традиционными для властей и госкомпаний Украины. 

«Как правило, изменения на внутреннем рынке Украины происходят в сторону повышения тарифов, — комментирует Юшков. — Власти оправдываются тем, что это прямое влияние газового рынка Европы.

Там действительно сейчас сложная ситуация: хранилища пустеют, а стоимость газа достигает почти 400 долларов за тысячу кубометров. Поскольку стоимость импортного газа для Украины определяется котировками на европейских биржах, в частности на немецкой, энергоноситель обходится дорого, а платить за это необходимо внутреннему потребителю».

Тарифы на газ, а также другие коммунальные услуги хитро переплетаются с внешней политикой и кредитной зависимостью Киева от мировых финансовых организаций.

Международный валютный фонд (МВФ) настаивает на том, чтобы Украина избавилась от субсидирования и модель газовой отрасли страны стала либеральной, когда цены меняются в зависимости от ситуации на рынке, а государство не занижает тарифы. Это основная позиция МВФ и других подобных организаций, выдающих Украине кредиты, отмечает эксперт. 

Поскольку кредиты выдаются по итогам реформ, в том числе в сфере ЖКХ, смысл которых в повышении тарифов и отказе от субсидирования, нынешний рост цен на газ является некоторым результатом преобразований, проведенных Киевом по настоянию МВФ.

«Теперь руководство страны может говорить о том, что в газовой сфере сложилась рыночная ситуация, поэтому если меняются условия на мировом рынке, то и на Украине тоже, — рассуждает Юшков. — Это удобная позиция: импортировать нам дорого, а субсидировать запрещает МВФ, поэтому приходится повышать цены».

Объяснение является не более чем уловкой: примерно две трети потребляемого газа Украина добывает самостоятельно, импортируется лишь одна треть.

При текущем объеме потребления газа в 27 млрд кубометров на Украине добывают около 20 млрд кубов, причем 15 млрд из них производит «Укргаздобыча», входящая в группу «Нафтогаз».

Тем не менее цены на газ повышают таким образом, будто этот энергоноситель полностью импортный, подчеркнул эксперт. 

Что принесет очередной рост тарифов

На Украине газовая отрасль выгодна внутренним компаниям-производителям. Даже прошлогоднее снижение цен на газ в Европе — были месяцы, когда газ стоил 50 долларов за тысячу кубометров, — не слишком повлияло на тарифы для жителей страны.

В январе текущего года после 30-процентного повышения тарифов на газ и электроэнергию кабмином Украины протесты охватили Одессу, Каменское, Марганец, Чернигов, Кропивницкий, Полтаву, Прикарпатье и другие населенные пункты.

Несмотря на это, сохраняется тренд на устойчивый рост тарифов, который значительно опережает рост доходов граждан Украины. Задолженность по коммунальным услугам за прошедший отопительный сезон превышает 80 млрд гривен.

Судя по всему, долги будут увеличиваться — Госстат Украины выявил рекордную с 2017 года безработицу в 10,5%. По итогам первого квартала 2021 года на Украине безработными оказались 1,8 млн человек, что на 257 тысяч больше, чем в аналогичный период прошлого года.

По мнению Юшкова, характеристика предстоящего отопительного сезона будет зависеть от готовности внутреннего рынка Украины к потреблению газа по складывающимся ценам.

«Даже газифицированная сельская часть Украины возвращается к использованию дров, в особенности это касается пенсионеров, — отмечает Юшков. — Печное отопление для них получается более выгодным. 

Кто-то устанавливает пропан-бутановые баллоны, поскольку они дешевле магистральной газификации. Кроме того, растут неплатежи: часть потребителей перестают платить в знак протеста, часть перестает вписываться в свои финансовые возможности».

Постоянный рост тарифов не только на газ, но и на воду и электричество раздражает украинских потребителей на фоне низких зарплат и ведет к неплатежам и увеличению долгов, заключил эксперт.

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 26.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики