Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Пора прекратить эту профанацию»

«Пора прекратить эту профанацию»

Глава Транснефти Николай Токарев резко отчитал своих турецких коллег за затягивание проекта нефтепровода Самсун – Джейхан

Впервые с начала потепления российско-турецких отношений Москва высказала резкое недовольство ближневосточным партнером. Глава Транснефти Николай Токарев заявил о том, что строительство нефтепровода Самсун – Джейхан пускается Турцией под откос и, возможно, России стоит «прекратить эту профанацию».

«Невыгодные условия»

Российская нефтепроводная монополия «Транснефть» не удовлетворена ходом переговоров с Турцией по проекту строительства нефтепровода Самсун – Джейхан.

Как заявил глава компании «Транснефть» Николай Токарев, турецкая сторона пытается в одностороннем порядке обеспечить себе преимущество и предлагает России невыгодные условия по проекту.

«Приходит предложение заключить межправсоглашение, в котором очень жестко нас пытаются загнать в неприемлемые экономические рамки. Конечно, мы не согласимся с этим, и мы опять выходим с нуля фактически на новый раунд переговоров», – цитирует  РИА «Новости» Николая Токарева.

«Все под откос пускается»

Токарев напомнил, что 1 июля в Стамбуле прошел международный круглый стол, в котором участвовали все крупные трейдеры, международные нефтяные компании, представители МИДов стран региона.

«Обсудили перспективу увеличения прохода по проливам Босфор и Дарданеллы, выработали некую позицию в части экономики. Все под откос пускается, и опять предлагают начать все с начала», – указал Токарев.

«Нас, честно говоря, это напрягает, мы не сторонники такой манеры переговоров. Мы или должны решать, исходя из реалий, или прекратить эту профанацию», – добавил глава Транснефти, подчеркнув, что это его личное мнение.

История вопроса

Для справки: сама трасса нефтепровода Самсун – Джейхан проходит с севера на юг Турции в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Проект предполагает поставки нефти с черноморского бассейна на европейские рынки.

Строительство начато в конце апреля текущего года. После завершения работ пропускная способность 555-километровой магистрали достигнет 1,5 млн баррелей в сутки, или 60–70 млн тонн нефти в год.

Напомним, в октябре прошлого года в Милане было подписано соглашение, по которому российские компании «Роснефть», «Транснефть» и «Совкомфлот» наряду с турецкой группой Calik и итальянской Eni примут участие в строительстве нефтепровода Самсун – Джейхан, а также в транспортировке, переработке и совместной продаже нефтепродуктов.

Опасный партнер

Между тем некоторые эксперты еще задолго до нынешних сложностей предсказывали будущие проблемы в части строительства нефтепровода Самсун – Джейхан. В частности, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский говорил в интервью газете ВЗГЛЯД, что потепление отношений между Турцией и Россией – это «дружба только на время», Анкара – довольно «опасный сосед», которому излишне доверять не стоит.

«У нас сложные отношения с Турцией. Эта игра всегда заставляет пересчитывать деньги в кошельке, потом пальцы на руках и ногах. Это игра с взаимным шантажом, обманом, запараллеливанием проектов. Чем все это закончится, посмотрим», – говорил Сатановский.

В свою очередь гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не исключает, что нынешние сложности с реализацией проекта Самсун – Джейхан связаны с тем, что «Турция может просто наглеть, поскольку понимает, что России нужно ее согласие на строительство «Южного потока».

«Напомню, в ноябре Москва должна получить согласие Турции на прокладку этого трубопровода, поэтому сейчас Турция занимается тем, чтобы выкачать из России больше уступок до ноября месяца», – полагает Симонов.

 

Автор: Полина Спелова

Источник: Взгляд, 03.09.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики